![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Информационные ресурсы для конкурентной разведки Что есть кризис? Это следствие десоциализации, дегуманизации экономики как таковой и ухода от человеческого фактора к неким абстрактным инструментам, в которые весь мир под американскую дудку заигрался. В результате имеем глобальный кризис. Но, как любит говорить моя матушка, если вы хотите получить от подчиненных невероятные результаты, поставьте их в невыносимые условия. Соответственно и кризис надо воспринимать, как замечательную возможность рвануть вперед. Кризис можно рассматривать и как возможность понять – кто ты есть на рынке, что ты есть в этой жизни. Кризис нарушает все связи, установки, дает возможность уйти на новые бизнесы и оторваться туда, где никого нет - просто потому, что все очень быстро меняется. Кризис, с одной стороны, ломает рынки, с другой - открывает немереное количество возможностей. Мне ученик (г. Балашов Саратовской обл.) сейчас написал: «Мы лучше всего работаем, когда нам не дают работать». По себе могу сказать: меня последние три года травит ученик (http://blacklist.onlineci.ru/), но я за это время столько всего сделал, что просто уму непостижимо. А до этого конфликта спокойно стриг купоны с разработок пяти-десятилетней давности. Итак, кризис - это хорошо, это развитие. Соответственно, возникает острая потребность в актуальной аналитике, не информации, а именно аналитике, т. е. в собранной и проанализированной информации с учетом оценки ее достоверности. При этом существует колоссальная проблема - это невозможность что-либо просчитать, т.е. прогнозирование практически нулевое. О минусах здесь говорили достаточно много. Для служб безопасности возникают серьезные проблемы, а именно: очень большой психологический прессинг. Некоторые руководители не выдерживают, начинаются массовые увольнения, бизнес рассыпается. У руководителей служб безопасности возникает уникальная возможность промыть собственные мозги, а потом начать делать то, что должна делать стратегическая разведка - промывать мозги собственным руководителям, заниматься санацией предприятия. Это проще делать, когда оно стоит на краю. Другая казалось бы не решаемая проблема - недостаток оборотных средств. У меня на этот случай подготовлена антикризисная программа (http://www.5186364.ru/anticrisis-programme.htm). Текущий вариант состоит из 5 пунктов: Я сейчас полностью перешел на бизнес-модель "Фримиум" (Freemium), т.е. «сначала бесплатно используй и убедись в продуктивности, а потом можешь купить дополнительные услуги». Бизнес должен стать менее затратным. Других альтернатив в условиях кризиса нет. Что касается сокращения персонала - это колоссальная проблема для предприятий. На мой взгляд, надо идти по пути Рикадро Семлера (рекомендую всем прочитать его книгу http://www.onlineci.ru/oci-in-books.htm#24) – никогда, ни при каких условиях он людей не увольнял. Он предлагал новые варианты занятости, предлагал увеличить рабочий день и уменьшить заработную плату, главное, чтобы люди чувствовали себя защищенными, как в японской системе менеджмента. Разработка программы выживания, приспособленной для работы в невыносимых условиях - это важнейшее направление деятельности корпоративных аналитических служб. Первое, что должно сделать - сохранить рабочие руки, скелет предприятия, его кадры. Отдельная головная боль, и мало кто из сотрудников служб безопасности и аналитических служб этим занимается, – это изменение корпоративной культуры с целью повышения лояльности персонала. Сотрудник должен стать патриотом предприятия, чтобы его нельзя было ни перекупить, ни запугать. По последним данным международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (http://www.pwc.com/crimesurvey/), основные угрозы для компании – это топ-менеджеры. Один из вариантов - изменение бизнес-модели, изменение прав внутри компании, с тем, чтобы ведущие менеджеры были в доле. Например, сам Семлер владеет контрольным пакетом акций, но у него все топ-менеджеры имеют определенный процент. Поскольку основная угроза потенциально исходит от собственных сотрудников, надо делать все, чтобы их не терять. Единственное, что формирует команду единомышленников - это корпоративная культура. Компания должна напоминать секту, где все готовы, как один, стоять до конца. При этом понятно, что топ-менеджер должен быть лидером, духовным наставником и живым примером выполнения корпоративных правил. Например, когда мы используем незаконные приемы или неэтические методы в аналитической работе, это бьет бумерангом по самой компании, и в критические моменты она разваливается, как разбегается группа шабашников. В таком варианте источником угрозы становятся сами менеджеры и аналитики. Информационная работа должна вестись на открытых источниках. С 1994 года мной ведутся исследования в этой области, с 2002 – провожу тренинги. Инструменты поиска и анализа по открытым источникам – это реестры баз данных (40+ тысяч ссылок, http://www.onlineci.ru/oci-in-database.htm), специализированные методики (например, проверки предприятий http://www.osint.ru/oci-in-check.htm), поисковые шаблоны (http://www.5186364.ru/search-query-patterns.htm) и формулы поисковых запросов (http://www.5186364.ru/search-query-formulas.htm), сценарии поиска (http://www.5186364.ru/parallel-search-results-script.htm) и другие методы документирования знаний (http://www.onlineci.ru/oci-in-automation.htm). Авторская технология производства баз знаний (http://www.knowbase.ru/) предполагает, что если однажды кто-то что-то полезное сделал, полученный результат (документированные знания) могут многократно и незатруднительно использовать все (включая интернет-роботов). Ну, и технологические перспективы. Готовятся новые Интернет-сервисы – "Поисковые сценарии" и "Тематический метапоиск". Что такое поисковые сценарии (подробнее см. http://www.5186364.ru/parallel-search-results-script.htm)? Для любой типовой задачи поиска (описание см. http://www.5186364.ru/webagent.htm) можно вручную подготовить реестр из 10-100 наилучших открытых источников (критерии отбора см. http://www.invisibleweb.ru/index.html#3.1.2). Для каждого такого источника можно написать поисковые запросы (основную методику см. http://www.onlineci.ru/oci-in-how-to.htm), в которые для конкретной задачи нужно подставить данные пользователя (фактически используются поисковые шаблоны и/или формулы поисковых запросов). Сценарий поиска выполняет всю эту нереальную по объему работу за долю секунды, освобождая драгоценное время специалиста для анализа полных и точных результатов поиска. Вручную с чистого листа повторить работу конкретного сценария поиска нереально: только для его подготовки нужно заметное время весьма квалифицированного специалиста, а многократная подготовка поисковых запросов для десятков баз данных на основе готовых поисковых шаблонов и формул требует часов утомительной работы. Пример поискового сценария, который Вы можете использовать для нахождения новых возможностей бизнеса - поиск ниш на рынках (http://www.onlinemi.ru/market-niche.htm). Схема работы предельно простая. Любым обозревателем Интернет открываем форму запроса (http://www.onlinemi.ru/nishi-na-rynke-ya.htm). В синтаксисе поисковой системы «Яндекс» (описание см. http://www.onlineci.ru/yandexcd.htm) вводим поисковый запрос, как-то описывающий ваш традиционный или перспективный рынок, товар, услугу, территорию работы или потребителя, например, "краткосрочное обучение", "информационная безопасность", "услуги физической охраны" или что-то еще. После нажатия кнопки «Сгенерировать поисковые запросы Яндекс» формируется новая страница с тремя специализированными запросами Яндекс и ссылками на страницы результатов поиска (с сортировкой по дате) следующих трех поисковых служб: Яндекс (http://yandex.ru), Яндекс-Новости (http://news.yandex.ru/) и Яндекс-Блоги (http://blogs.yandex.ru/). Активация любой такой ссылки может дать не один интересный результат (идею нового бизнеса). В среднем каждый запрос уменьшает число документов для анализа на 3-4 порядка, иными словами для нахождения единственного интересного документа пришлось бы просмотреть лишних от 1000 до 10000 страниц Интернет. Другие работающие сценарии поиска см. http://www.5186364.ru/parallel-search-results-script.htm#cat. Сервис "Тематический метапоиск" (подробнее см. http://www.5186364.ru/subject-metasearch.htm) будет дополнять и кардинально расширять возможности сценариев поиска. При отсутствии реестра для конкретной задачи будет осуществляться автоматический подбор подходящих открытых источников. Первоначально работу этого сервиса планируется запустить на массиве порядка 2 млн. поисковых систем (из известных 60 млн.) с динамическим выбором подходящих задаче открытых источников. Запросы могут вводиться на естественном языке (без всяких гарантий точности поиска) или на универсальном языке поисковых запросов. Точный поисковый запрос для конкретной базы данных может формироваться конвертором из единственного запроса на универсальном языке. Далее будет производиться поиск по всем подходящим источникам, загрузка полных текстов и обработка результатов поиска с формированием отчета приемлемого формата. Будет доступна масса дополнительных услуг (мониторинг, классификация, оценка, выявление связей, перевод и т.п.). Например, типовая задача службы экономической безопасности в области обеспечения кредитных операций банка - проверка частных заемщиков и поиск скрытых активов должников-физиков (физических лиц). Сотрудник СБ открыл форму запроса на странице интернет и в соответствующих полях набрал фамилию, имя, отчество заемщика. Сервер обработал введенную информацию, из миллионов доступных выбрал десяток-сотню подходящих источников, кинул на них сформированные на лету специализированные запросы (например, http://www.onlineci.ru/1125.htm), собрал результаты поиска в консолидированный отчет и выдал пользователю в удобном виде. Спасибо за внимание.
|
![]() |