"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Информационно-аналитические системы для КР

А. Воротников

Информационно-аналитические системы для конкурентной разведки

В последние годы на российском рынке появилось большое количество информационно-аналитических систем, позволяющих проводить интеллектуальный анализ больших информационных массивов, в первую очередь накопленных в сети Интернет в виде профессиональных БД, коммерческих Web-ресурсов и т.д. Системы такого рода способны автоматизировать процессы сбора и анализа информации, благодаря им руководитель имеет возможность принимать управленческие решения не на интуитивном уровне, а основываясь на конкретных фактах.

Как показывает практика, создание информационно-аналитического подразделения со специализированными программными комплексами необходимо для принятия оптимальных решений и прогноза событий и тенденций на рынке. Функции информационно-аналитического подразделения определяются спецификой деятельности предприятия, поставленными задачами, прежде всего стратегическими (план развития на несколько лет, прогноз долгосрочной тактики конкурента) и тактические (проверка нового партнёра, поиск поставщика). В информационно-аналитическом подразделении может быть разное число сотрудников, в зависимости от размеров компании. Одни специализируются на сборе информации, другие – занимаются аналитической работой. Важно, чтобы основная часть задач по поиску и обработке информации решалась именно сотрудниками данной службы, куда стекались бы данные об информационных потребностях других подразделений. Представители других отделов компании также могут получить доступ к интегрированному информационному хранилищу, но без права модифицировать или удалять информацию. Каждое обращение к базе данных фиксируется в отдельном электронном документе.
 
В первую очередь информационно-аналитические системы служат задачам конкурентной разведки. Конкурентной разведкой называется информационно-аналитическая деятельность негосударственного предприятия (или физического лица) направленная на
достижение конкурентного преимущества и осуществляемая без нарушения действующего законодательства. Главной задачей конкурентной разведки является поддержка оптимальных управленческих решений путём обеспечения руководителей высшего звена информацией, основанной на результатах деятельности по сбору и аналитической обработке данных о конкурентной среде, в которой действует фирма. Используя информационно-аналитические системы, аналитики могут создавать сложные сети исследуемых объектов с обозначенными связями между ними. Результаты представляют собой аналитическую информацию, которая используется для принятия решений. Аналитическая информация может быть представлена в виде наглядных схем – семантических сетей, дайджестов, наборов сюжетных линий, взаимосвязей ключевых понятий, компаний, лиц, технологий и т.п.

В комплексе система конкурентной разведки позволяет руководству, а также аналитическому и маркетинговому отделам компании не только оперативно реагировать на изменения ситуации на рынках, но и оценивать дальнейшие возможности своего развития, а также прогноз действий конкурентов. Системы конкурентной разведки предполагают переход от традиционного метода интуитивного принятия решений на основе недостаточной информации к управлению, основанному на знаниях.

Установлено, что ИАС помогает:

Руководителям:
• Своевременно принимать эффективные управленческие решения;
• Получать достоверные сведения о текущем состоянии дел в компании;
• Создавать адекватную информационную модель предприятия;
• Определять основные потребности и направления развития компании;
• Оценивать события, происходящие в компании и за её пределами.

Аналитикам:
• Формировать собственный архив документов;
• Оперативно осуществлять поиск, оценку и систематизацию информации в архиве;
• Проводить обзорный, сравнительный и динамический анализ;
• Разрабатывать гипотезы;
• Прогнозировать развитие ситуации;
• Составлять сводки и отчеты.

Маркетологам:
• Исследовать рынок;
• Анализировать запросы конкретных потребителей и определять их предпочтения;
• Выявлять возможности по совершенствованию маркетинговой стратегии;
• Изучать деятельность компаний-конкурентов.

Специалистам по PR:                                                             
• Осуществлять поиск информации;
• Проводить мониторинг СМИ;
• Отслеживать количество и динамику упоминаний о компании, продуктах и услугах;
• Получать оперативную информацию о конкурирующих компаниях;
• Оценивать эффективность рекламных и PR-кампаний.

Сотрудникам службы безопасности:
• Обеспечивать информационную безопасность;
• Выявлять внешние и внутренние источники угроз;
• Проводить бизнес-разведку конкурентов;
• Контролировать утечку конфиденциальной информации из компании;
• Предоставлять аналитическую и информационную поддержку компании в сфере безопасности бизнеса.

В настоящее время всё активнее используются технологии и системы "компьютерной конкурентной разведки", идея которых заключается в автоматизации и ускоре¬нии процессов извлечения необходимой для конкурентной борьбы информации из открытых источников и ее аналитической обработки. Все более широкое применение находят новые направления науки и технологий, получившие названия: "управление знаниями" (knowledge management), "обнаружение знаний в базах данных" (knowledge discovery in databases или Data и Text Mining).

Используемые в России системы


Информацию по системам представленным в таблице можно найти на интернет портале it2b-pro.ru.

Информационно-аналитические системы позволяют собирать и накапливать всю доступную информацию как из внутренних, так и из внешних источников. Технологии Data Mining и Text Mining выявляют неочевидные закономерности в данных или текстах – так называемые скрытые знания. Эти технологии также помогают обнаружить в "информационном сырье" ранее неизвестные данные, полезные знания. Системы этого класса способны осущест¬влять анализ больших массивов документов и формировать предметные указате¬ли понятий и тем, освещенных в этих документах.

Характерная задача конкурентной разведки, обычно реализуемая в системах Text Mining, - это нахождение исключений, т.е. поиск объектов, которые свои¬ми характеристиками сильно выделяются из общей массы. Ещё один класс важных задач, решаемых в рамках технологии Text Mining, — это моделирование данных, ситуационный и сценарный анализ, а также прогноз.

Для обработки и интерпретации результатов Text Mining большое значение имеет визуализация. Часто руководитель не всегда адекватно воспринимает предлагаемую ему аналитическую информацию, особенно если она не вполне совпадает с его пониманием ситуации. Поэтому служба конкурентной разведки должна стремиться представлять информацию в виде, адаптированном к индивидуальному восприятию заказчика. Визуализация обычно используется как средство представления контента всего массива документов, а также для реализации механизма навигации по семантическим сетям, который может применяться при исследовании как отдельных документов, так и их классов.

 

Используемые в России системы

Название

Компания

Сайт

1.

Web-Observer

Finport Technologies

http://www.webobserver.ru/

2.

Аналитик-2

IQmen

http://iqmen.ru/

3.

ИАС Астарта

Cognitive Technologies Ltd.

http://www.cognitive.ru/

4.

RCO Fact Extractor

Гарант-Парк-Интернет

http://www.rco.ru 

5.

RCO KAOT

Гарант-Парк-Интернет

http://www.rco.ru

6.

Аналитический курьер 2004

 

I-teco

http://i-teco.ru/

7.

Программный комплекс Intellectum.BIS

Информбюро

www.informburo.net

8.

XFiles 2004

I-teco

http://i-teco.ru/

9.

ИАПК Дипломат

Разработано НИЦИ при МИД России

10.

ИАС «Семантический архив»

«Аналитические бизнес решения»

www.anbr.ru

11.

ИАС «Медиалогия»

IBS

www.mlg.ru

www.ibs.ru

12.

ИПК «Тренд»

ООО «Вербин и партнеры»

E-mail: vipcompanys@infoline.su

13.

ИПК «Мониторинг»

ООО «Вербин и партнеры»

E-mail: vipcompanys@infoline.su

14.

ИПК «Интернет-монитор»

ООО «Вербин и партнеры»

E-mail: vipcompanys@infoline.su

15.

Галактика Zoom

Корпорация Галактика

www.galaktika-zoom.ru

www.galaktika.ru

Информацию по системам представленным в таблице можно найти на интернет портале it2b-pro.ru.

 

Информационно-аналитические системы позволяют собирать и накапливать всю доступную информацию как из внутренних, так и из внешних источников. Технологии Data Mining и Text Mining выявляют неочевидные закономерности в данных или текстах – так называемые скрытые знания. Эти технологии также помогают обнаружить в "информационном сырье" ранее неизвестные данные, полезные знания. Системы этого класса способны осущест­влять анализ больших массивов документов и формировать предметные указате­ли понятий и тем, освещенных в этих документах.

 

Характерная задача конкурентной разведки, обычно реализуемая в системах Text Mining, - это нахождение исключений, т.е. поиск объектов, которые свои­ми характеристиками сильно выделяются из общей массы. Ещё один класс важных задач, решаемых в рамках технологии Text Mining, — это моделирование данных, ситуационный и сценарный анализ, а также прогноз.

 

Для обработки и интерпретации результатов Text Mining большое значение имеет визуализация. Часто руководитель не всегда адекватно воспринимает предлагаемую ему аналитическую информацию, особенно если она не вполне совпадает с его пониманием ситуации. Поэтому служба конкурентной разведки должна стремиться представлять информацию в виде, адаптированном к индивидуальному восприятию заказчика. Визуализация обычно используется как средство представления контента всего массива документов, а также для реализации механизма навигации по семантическим сетям, который может применяться при исследовании как отдельных документов, так и их классов.


 

Выбираем ИАС

Выбор ИАС осуществляется, исходя из задач, которые будут решаться, а также исходя из средств, которые компания готова потратить на внедрение и эксплуатацию ИАС. Алгоритм выбора информационно-аналитической системы выглядит следующим образом:
1. Руководитель компании инициирует процесс выбора и установки ИАС на предприятии.
2. Создание рабочей группы из людей, которые будут работать с данной системой. Цель группы – определить требования к ИАС.
3. Анализ рынка программного обеспечения: какие ИАС существуют на сегодняшний день и для решения каких задач они предназначены. Информация о ИАС может быть получена из следующих источников: специализированные семинары, Интернет, бенчмаркинг. Отбирается 5-6 наиболее подходящих систем.
4. Окончательный выбор производится после апробирования работы системы: либо в компании производителе, либо на демо-версии, либо у компании, где уже внедрена подобная система. При этом проверяется помимо функциональных возможностей удобство работы с системой.

Дополнительные моменты, которые следует учитывать при выборе:
 наличие документации по сопровождению системы, инструкции по установке и по работе с данной системой для реализации конкретного функционала;
 наличие «горячей» линии с поставщиком, возможность решения возникающих в ходе работы проблем;
 возможность ап-грейда системы (стоимость, периодичность);
 вопросы по обучению персонала.

Сколько стоит

Большинство ИАС имеет достаточно высокую цену аренды или покупки, и чтобы раньше времени не отпугнуть покупателя, распространитель пытается в полной мере показать все возможности системы, а потом уже говорить о ценах.

Для примера: базовая версия ИАС Астарта может быть поставлена в локальном или сетевом варианте. Стоимость локальная версии – $7000. Стоимость сетевой версии складывается из стоимости локальной плюс $1800 за каждое дополнительное рабочее место. Стоимость услуг по внедрению зависит от объема работ и уточняется в ходе переговоров.

Минимальная цена поставки ИАС компании Вербин и партнёры составляет 11 000 рублей в месяц. Включает в себя: программный комплекс «Текст Аналитик», техническое сопровождение, пополнение информационных баз. Максимальная цена поставки: 205 000 рублей (единовременно или в рассрочку), 15 000 рублей в месяц — техсопровождение и пополнение информационных баз. Включает в себя: систему ситуационного мониторинга «Тренд», программу «Планировщик расчетов», программу «Архив» для хранения результатов расчетов, блок «Интернет — Мониторинг», техническое сопровождение, пополнение информационных баз.


Об авторе…Воротников Алексей Анатольевич.
Выпускник Центра профпереподготовки Института безопасности бизнеса и личности при Московском энергетическом институте.
Почтовый адрес:
kutslag@rambler.ru

вернуться назад

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru