
Криминологический аспект защиты информации. Часть 2

В.Шарлот
Криминологический аспект защиты информации. Криминальная
мотивация (Часть 2)
Меры противодействия криминальному поведению сотрудников.
Предлагаемая стратегия противодействия криминальному поведению сотрудников
исходит из известных криминальных мотивов и направлена на предотвращение,
своевременное выявление и пресечение правонарушения. К эффективным методам,
способным уменьшить вероятность криминального поведения сотрудников можно
отнести: - Многокритериальный отбор сотрудников - контроль
сотрудников (психофизический контроль и контроль деятельности контроль процесса
и результата работы, контроль знаний, умений и навыков, психологического
климата) - систему мотивации - обучение и
развитие - воспитание через авторитет - создание комфортных
условий для работы - улучшение атмосферы в коллективе и профилактика
конфликтов - улучшение корпоративной культуры - специальные
программы обеспечения безопасности Наиболее эффективным будет
взаимосвязанное и последовательное (т.е. системное) использование данных
методов, исходя из всех возможных мотивов преступного поведения сотрудников.
Наиболее распространенный и достаточно эффективный способ противостоять
влиянию «человеческого фактора» на функционирование СЗИ – осуществление строгого
отбора кандидатов на вакантные должности.
Отбор сотрудников
Одна из причин проявления криминальности
сотрудников – ошибки в подборе. Эти ошибки могут дорого стоить компании.
Гораздо дешевле - не допустить появления таких сотрудников в компании. Отсеивать
потенциально опасных работников нужно еще на этапе подбора. Этой цели служит
целый ряд HR-технологий. Тестирование помогает отсеять кандидатов с
неподходящими характеристиками. Это самый грубый инструмент отбора. Выявить
характеристики кандидата помогает структурированное интервью. Еще одна цель
интервью – выявить доминантную мотивацию кандидата, и возможную мотивацию при
изменении ситуации (на фирме и в жизни). Сделать определенные выводы о
моральных ценностях и мотивации кандидата помогут, как ни странно на первый
взгляд, кейсы из профессиональной сферы. Решая их, человек в первую
очередь, думает о доказательстве своей квалификации. С другой стороны, выбранный
им способ решения проблемы внимательному наблюдателю позволит сделать
определенные выводы об особенностях его личности. Последнее очень важно, т.к.
именно определенные моральные качества не позволят человеку реализовать свои
потенциальные мотивы в ущерб интересам компании. Для получения более точного
результата важно использовать различные методики (собеседование, использование
батареи тестов, анкетирование, использование кейсов и деловых игр) и затем
сопоставлять полученные результаты. Хорошо поставленный отбор сотрудников
позволит избежать многих проблем с персоналом, но он не является панацеей.
При помощи различных психологических методик можно многое узнать о
человеке, но наука пока так и не научилась точно предсказывать поведение людей.
И если тщеславие и корыстные мотивы еще можно выявить такими методами, то при
помощи обычных диагностических методик мстительность, ревнивость, потенциальные
материальные затруднения поддадутся выявлению уже труднее. Также сложно
спрогнозировать, как поведет себя человек в условиях жесткого внешнего давления
криминального характера или пресса обстоятельств. В любом случае,
необходимо разработать психологический портрет (модель) потенциального
нарушителя, выделив его основные характеристики, которые могут быть
достоверно выявлены при помощи профессиональных психологических
методик. Однако необходимо учитывать, что факторы мотивации постепенно
меняются, и их мониторинг позволит в вовремя выявить появления проблемного
сотрудника. Поэтому на этапе отбора определение мотивационных доминант не
заканчивается.
Контроль сотрудников
Контроль
психофизического состояния позволит выявить факторы, способствующие изменению
мотивации - усталость, рассеянность, психофизическое и эмоциональное напряжение,
напряженность в межличностных отношениях, конфликтные ситуации, стрессы,
тревожность, снижение мотивации, рассеянность внимания. При этом
могут быть использованы следующие методики: наблюдение, прохождение компьютерных
и бумажных тестов, использование контактных и дистанционных сенсоров и др.
Контроль процесса работы (используемых ресурсов, технологии и трудовой
дисциплины) является стимулирующим фактором и способствует своевременному
выявлению неосторожности и самонадеянности, способствуя предотвращению или
минимизации ущерба. Например, своевременный и полный контроль конфиденциального
документооборота позволит выявить нарушения хранения, передачи и уничтожения
документов, содержащих коммерческую тайну. Контроль результатов работы -
отслеживание итогов проделанной работы, т.е. правильности, своевременности,
достаточности (полноты), качества проделанной работы позволит выявить признаки
недостатка компетентности, слабую мотивированность, а также позволит сделать
работу более эффективной. Контроль знаний, умений и навыков (аттестация)
позволит избежать нарушений СЗИ из-за некомпетентности сотрудника. Контроль
психологического климата позволит своевременно выявить конфликты и напряжения в
отношениях между членами коллектива, что немаловажно для профилактики
преступлений из ревности и мести. Мониторинг корпоративной культуры и
настроений в коллективе помогут своевременно выявить условия, благоприятные для
негативного развития индивидов и их отношений. Это позволит осуществить
профилактику некорыстных нарушений режима конфиденциальности.
Обучение и развитие
С целью предотвращения неосторожности и
трагической случайности в результате недостаточной квалификации сотрудника.
Важно отметить, что отсутствие обязанности или возможности предвидения лицом
вредных последствий (трагическая случайность) является обстоятельством,
исклю¬чающим вину, поэтому каковы бы ни были объективно наступившие
последс¬твия, лицо не подлежит ответственности. В этом случае вина за
совершенные действия (лил бездействие) ложиться на руководителя, ответственного
за подготовку сотрудника. Для того чтобы сотрудник не попадал в ситуации,
в которых он не может решить поставленную задачу, необходимо постоянно
увеличивать его компетентность, обучая необходимым навыкам, способствуя
развитию полезных способностей, чтобы его знания и умения могли соответствовать
изменившейся ситуации и новым угрозам. Кроме того, эффективная система
обучения и развития позволит не только снизить вероятность ошибок, но и повысить
мотивацию сотрудников к работе, снизив неосторожность, а также будет
способствовать росту профессионализма и личностному росту, уменьшив влияние
таких негативных мотиваторов как корысть, ревность и месть.
Мотивация
Многие правонарушения в СЗИ характеризуются
слабой трудовой мотивацией сотрудников, поэтому необходима эффективная
мотивационная система компании, ориентированная на побуждение сотрудника к
деятельности, направленной на достижение поставленных компанией целей. При этом
необходимо понимать, что позитивная мотивация сотрудника, может эффективно
противостоять возможным криминальным мотивам. Мотивационная система должна
быть направлена на обеспечение сотрудника необходимым материальным достатком и
ощущением своей значимости и ценности для компании, создание перспектив
должностного роста и профессионального развития, личностного роста,
пробуждать интерес к работе, обеспечивать комфортную для работы обстановку. При
этом необходимо соблюдать баланс материальной и нематериальной
мотивации. Если сотрудник будет ценить свою работу, уважать руководителя и
своих коллег, и с признательностью относиться к фирме, в которой он работает, то
много раз подумает, прежде чем совершить что-нибудь направленное против
интересов своей компании.
Специальные программы обеспечения безопасности
Разработка
специальных программ безопасности осуществляется с целью обеспечить защиту
добросовестных сотрудников от криминальных воздействий и выявить ненадежных,
нелояльных сотрудников и предателей. Среди таких программ можно
выделить: - программы защиты сотрудников - программы выявления
предателей - программы выявления каналов утечки
информации - программы повышения лояльности и выявление нелояльных
сотрудников - программы обучения сотрудников выявлению и
противодействию внешнему воздействию Так, например, специальные программы
защиты сотрудников призваны обеспечить безопасность персонала при реализации
угрозы шантажа (внешнем давлении по отношению к сотруднику). При возникновении
сложной (критической) ситуации, сотрудник должен быть уверен, что компания
никогда не оставит его наедине с его проблемами, всегда поможет, придет на
помощь, используя все имеющиеся возможности, сможет понять и войти в
положение. Естественно, такая программа из-за ее возможной затратности
может распространяться только на ключевых сотрудников, владеющих важнейшей
информацией, допущенных к распоряжению ценнейшими ресурсами. При этом
должна быть проработаны также и программы физической, экономической, юридической
и информационной защиты сотрудника.
Общая профилактика умышленных преступлений
Особую роль в
актуализации потребностей, побуждающих криминальное поведение, играет поведение
потерпевших (в этот момент еще только по¬тенциальных). Часто руководство своими
необдуманными, случайными или умышленно непорядочными и нечистоплотными
действиями само провоцирует неустойчивую личность на совершение
преступления. Человеческое поведение не бывает прямым следствием
непосредствен¬но воздействующих факторов - социально-экономических условий,
ситуа¬тивных обстоятельств, факторов наследственности и т.п. В поведении
че¬ловека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних
условий. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных
факторов. Ни одно внешнее обстоя¬тельство и ни одно внутреннее обстоятельство
сами по себе не порождают поведенческого акта. Социальные факторы могут как
способствовать развитию мотивации, так и препятствовать этому. Так, по мнению
криминологов, довольно мно¬го преступлений совершается по причине провоцирующего
или неосторожного поведения самих жертв. В преступном деянии во многих
случаях предвосхищается конфликтный характер будущих действий, образы этих
действий соизмеряются с возможным противодействием других лиц. При этом
взвешивается степень возможного риска. Таким образом, внешними условиями
преступного деяния являются не только материальные обстоятельства, но и
поведение других людей, как партнеров, так и жертв. Потребность, которая может
побуждать криминальное поведение, не превратится в мотив, если для этого не
будут созданы субъективно приемлемые для личности условия данного
поведения. Криминогенное воздействие оказывают наблюдаемые лицом
злоупотребления администрации предприятий и организаций, бесхозяйственность,
протекционизм, нечестность, грубость. Криминогенное влияние низкого уровня
правовой культуры в современных условиях усиливается демонстрацией неуважения к
закону, его фактического бездействия или укрытия от законной ответственности
преступников в силу их связей, статуса, коррупции. Возникновению и развитию
личностных деформаций как детерминант криминогенной мотивации способствуют
недостатки социального контро¬ля, т.е. системы, обеспечивающей поддержание
социально приемлемых образцов поведения в коллективе путем воздействия на
индивидов, чье поведение не отвечает групповым нормам. Что свидетельствует
о слабости самого трудового коллектива. Как уже было сказано, любой
преступник, сознающий противоправность своих действий, взвешивает как
позитивные, так и возможные негативные последствия от своих поступков. Поэтому
эффективной стратегией профилактики правонарушений будет уменьшать количество и
величину позитивных последствий и увеличивать вероятность наложения на него
существенных санкций. И если вышеперечисленные меры и направлены на решение
первой задачи, то необходима также гибкая и эффективная правовая система
наказания за совершенные правонарушения, которая должна быть дополнена сильной
службой безопасности, способной обеспечить неотвратимость наказания для любых
правонарушений.

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|