![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Б. Воронин Бюро кредитных историй – первый опыт и первые проблемы (из выступления на круглом столе «Проблемы экономической и информационной безопасности в деятельности бюро кредитных историй», Инфофорум-Сити-2006, июнь 2006 года, Москва) Закон о кредитных историях, принятый в прошлом году, призван сделать доступной кредиторам информацию о заемщиках. Эта информация рассказывает не столько о прошлом заемщика, сколько о его настоящем - состоянии финансового здоровья, способности обслуживать кредит. При разработке закона исходили из того, что бюро кредитной
истории (БКИ) – не конкурент МВД и другим государственным органам. Это
совершенно другой профиль информации. Не досье, а только минимум данных, который
необходим для оценки заемщика. Сейчас у нас много бюро, может быть, кому-то покажется, что слишком много. К настоящему времени насчитывается 19. Возможно, количество возрастет до 23-25. Уже сегодня мы наблюдаем достаточно серьезный процесс консолидации кредитной информации. Последняя распределяется по бюро неравномерно. На три крупнейших по количеству кредитных историй БКИ приходится примерно 90% накопленной базы данных, на пять крупнейших – 98%. Перечень собираемой бюро информации строго регламентирован и запрещает собирать все подряд, т.е. составлять своего рода досье, к чему тяготеют некоторые БКИ. В этом смысле закон защищает права субъекта кредитной истории, основываясь на тех же принципах, которые заложены в находящемся в Думе законопроекте о персональных данных. Центральный каталог кредитных историй в Банке России создан год назад. Он хранит не собственно кредитные истории, а лишь паспортные данные – титульные части субъектов кредитной истории. Функционирует каталог в полностью автоматическом режиме. Приходит запрос в зашифрованном виде от БКИ и по отдельным каналам связи – от кредитной организации. Письмо форматируется определенным образом, попадает в систему хранения данных, на него идет немедленный ответ. Мы в принципе отказались от создания и использования эксклюзивного программного обеспечения, форматы для взаимодействия открыты и размещены на разделе ЦККИ на Интернет-представительстве Банка России (www.cbr.ru), что позволяет нам взаимодействовать с любой заинтересованной организацией. В связи с созданием кредитных бюро появились разного рода суждения и предложения, которые, на мой взгляд, ошибочны. Какие именно? «Зачем плодить БКИ, если можно и нужно создать одно
единственное». «БКИ надо создавать при государственном органе».
«Кто владеет информацией – владеет всем. Создание БКИ –
залог обогащения». Многие полагают, что БКИ создают и хранят «черные списки» как главное оружие против мошенничества. На самом деле, информация БКИ позволяет в первую очередь адекватно оценивать настоящие возможности заемщика, его способность обслуживать заем, например, данные о текущей задолженности. За рубежом кредитные бюро существуют 150 – 200 лет. Мы здесь еще в начале пути. Но уже первые шаги по этому пути позволяют заметить появляющиеся проблемы. Наблюдаются попытки обойти закон с помощью различных «схем», дабы «сделать услуги более доступными для клиентов». Например, кое-кто заявил о желании предоставлять клиенту закрытую часть хранящейся информации, которая не подлежит оглашению. Правда, кроме заявлений фактов конкретных действий не замечено. К настоящему времени Центральный каталог получил примерно 5 миллионов записей (титульных частей). 99,4% - данные по физическим лицам. Обращают на себя внимание ошибки. Их немного, но они есть. Это чаще всего опечатки. Но встречаются и сознательные нарушения, например, вместо фамилии – прочерк. Попадаются шутники. Один из них прислал данные на А.С.Пушкина, 1779 года рождения. Ошибки не носят массового характера. Но при огромных, все возрастающих объемах информации они неизбежны. Проблема в том, что у БКИ отмечается тенденция все списывать «на источники получения информации». Конечно, источники, те же банки, несут ответственность, но и БКИ должны со своей стороны следить за информацией, подчищать попадаемый в их базы мусор. Мы уже направили в БКИ письма с просьбой исправить ошибки. Лучше это сделать сейчас, а не позднее, учитывая темпы прироста массивов информации. Уже к концу года мы ожидаем, что количество записей в центральном каталоге возрастет до 10 миллионов единиц, фактически увеличится вдвое. Есть и еще одна проблема, требующая своего решения. Дело в том, что в законе о кредитных историях не оговорено, кто может быть пользователем кредитных историй. Сейчас в принципе пользователем может быть любая организация. В законе также не оговорено, что БКИ должно заручиться согласием субъекта на передачу о нем информации. Как я уже отмечал, закон технологичен и гибок. БКИ может выявить и наказать недобросовестного пользователя, нарушающего правила, но только в том случае, если захочет этого. Конечно, солидное БКИ сделает все, чтобы избежать компрометации своей репутации, и поэтому тесно взаимодействует с пользователем. На другой чаше весов – деньги, плата за услуги. Поэтому мне представляется необходимым в будущих поправках к действующему закону предусмотреть определенные требования к БКИ, в частности, обязательную и регулярную проверку добросовестного исполнения пользователем договора с бюро. С подобного рода проблемой сталкивались за рубежом. Нам надо учитывать мировой опыт, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
|
![]() |