"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
С.Иванов, КР в Японии

С. Иванов

Конкурентная разведка в Японии


Конкурентная разведка очень популярна в Азии. В качестве оружия конкурентной борьбы с развитыми западными странами, ее активно используют Китай, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Гонконг и, конечно, Япония -  как наиболее развитая страна этого региона. Конкурентная разведка в этой стране культивируется на самом высоком государственном уровне. Давно созданы и хорошо действуют организованные системы конкурентной разведки - как на корпоративном, так и на государственном уровнях. Так, например, правительство Японии еще в 1957 г. организовало научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 000 финансовых журналов (в т.ч. 7000 зарубежных) и по японским банкам и корпорациям рассылает 15 000 подробных отчетов и 500 000 кратких резюме. С 1950-х годов японское правительство ежегодно спонсирует деловые заграничные поездки более чем 10 000 японских бизнесменов, не последней целью которых является сбор коммерческой информации.

Государственная разведка Японии действует под прикрытием министерства международной торговли и промышленности (MITI) и Японской внешнеторговой организации «JETRO». Обе организации передают собранную информацию японской промышленности.

JETRO - организация содействия развитию внешней торговли. Сокращение образовано из начальных букв английского названия организации - Japan External Trade Organization. Создана в 1958 г., штаб-квартира находится в Токио. Имеет 28 региональных отделений в крупнейших городах страны и 77 представительств в 57 странах мира, в том числе и в России. Персонал - около 1200 сотрудников. Организационно «JETRO» структурирована в 13 департаментов, имеющих по несколько отделов, и «группы по разбору иностранных претензий к японскому рынку». Департаменты экономической информации, зарубежных исследований и информационных услуг объединены в Центр международной экономики и внешторговой информации. Помимо этого в «JETRO» существует институт «членов», насчитывающий свыше 5800 японских фирм и филиалов инофирм в Японии, пользующихся преимущественным правом получения информационных услуг в обмен на уплату членских взносов, ставших одним из источников внебюджетного финансирования. «JETRO» выступает как связующее звено между Министерством внешней торговли и промышленности и различными корпорациями. В то же время она является крупным исследовательским центром, который осуществляет сбор и обработку зарубежной экономической информации. Вокруг «JETRO» группируются всевозможные консультативные органы, например Ассоциация консультативных фирм машиностроения и строительства, Центр по развитию торговли, туризма и инвестиций в Юго-Восточной Азии и т.п. В долгосрочной программе «JETRO» предусмотрено к 2010 г. расширить штат до 2900 чел., количество зарубежных представительств – до 100. Предполагается организовать собственные НИИ и международную школу бизнеса.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП, до 06.01.2001г.) образовано в 1949 г. Штат постоянных служащих – 12,6 тыс. чел. (в т. ч. 9,9 тыс. чел. в центральном аппарате). Основные подразделения расположены в Токио, однако, имеется ряд региональных подразделений в Японии и разветвленная международная сеть в рамках представительств государственных и полугосударственных организаций в большинстве стран мира. МВТП играет ключевую роль в планировании и осуществлении структурной перестройки экономики Японии в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения импорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационно-емкой экономики. По мере роста экономики страны и укрепления позиций японских фирм МВТП стало все больше прибегать к использованию экономических и полуадминистративных (рекомендательных) методов управления в тесном сотрудничестве с деловым миром страны. МВТП связано сложной системой взаимоотношений с деловыми кругами страны, служит координатором и выразителем их обобщенных долговременных интересов. Эти взаимоотношения включают в себя личные связи (многие бывшие работники министерства работают советниками на крупных фирмах), внутрипартийные и внутрипарламентские связи, постоянный обмен информацией с организациями деловых кругов и узаконенную систему «советов» и комиссий – совещательных органов при министре и руководителях ряда подразделений МВТП. При МВТП действуют 35 таких постоянных совещательных органов, в состав которых входят многочисленные комиссии и подкомиссии по отдельным вопросам. Как правило, рекомендации, разработанные такими советами, ложатся в основу планов и практической политики МВТП и зачастую, в конечном итоге, правительства Японии.

Охота за чужими тайнами активно ведется на корпоративном уровне, где таким путем получают 40% информации о технических достижениях европейцев и американцев. Негосударственные японские корпорации строятся по принципу семьи. Или лучше сказать – общины, где каждый человек, от самого рождения (в корпоративном роддоме) и до самой смерти (похороны на кладбище принадлежащем корпорации) находится в этой общине. И занимает в ней должность, согласно своим способностям. Кто уборщика, а кто и председателя совета директоров. В такой деликатной работе, как конкурентная разведка использование принципа семейственности особенно эффективно. Возможно, поэтому любой японец немного разведчик, готовый представить руководству отчет о полученной даже во время отдыха информации. Характерной особенностью японских менеджеров является активное чтение специальной литературы. Одним из источников информации о конкурентах для них являются собственные издания различных компаний – квартальные отчеты, рекламные анонсы, научные статьи и прочее.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в фирме "NEC" информационной работой в 80-х годах постоянно занимались 250 человек. В фирме "Mitsubishi" 30 человек занимаются патентами, 50 человек занимаются только технологией и т.д. Как очень удачно заявил Коносуке Мацусита: «Вы, на Западе, совершаете два смертельных греха - ищите то, что уже было найдено, и покупаете то, что можно иметь бесплатно».

Не случайно именно в Японии родился бенчмаркинг. Это направление конкурентного анализа  возникло на стыке менеджмента, маркетинга и конкурентной разведки в конце 1950-х годов. Пика же мировой популярности оно достигло лишь в 1990-х. Бенчмаркинг представляет собой продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего. Причем происходит все открыто и легально (это и отличает бенчмаркинг от промышленного шпионажа). Конкуренты могут договориться об обмене опытом на взаимовыгодных условиях, раскрыв друг другу некоторые производственные секреты. Родился бенчмаркинг в условиях послевоенной разрухи. Японцы решили не философствовать на тему "как нам обустроить Японию", а поехали учиться к американцам, своим недавним врагам, между прочим. Несколько позже в Японии появилась поговорка: "Американцы лес валят, а мы из него строим дома", прозрачно намекающая на то, что американцы делают всю черную работу, а японцы пользуются ее плодами.

На конкурентную разведку Японии большое влияние оказывает восточная культура, что выражается в следующих подходах к работе с информацией:
• упор в работе делается на неформальные отношения с партнером;
• отмечается высокий уровень бюрократизма на государственном уровне. Например, полученная информация может долго пролежать в том или ином ведомстве без движения. Кроме того, госсектор характеризуется высокой степенью централизации информационных ресурсов;
• в работу вовлечено все население страны;
• традиционное использование для сбора информации за рубежом национальных диаспор. Например, многие зарубежные отделения японских компаний имеют в своем составе отделы по сбору и обработке информации, которая затем переправляется в центр;
• для Японии характерна высокая социальная конкуренция внутри страны, что объясняется скудостью природных ресурсов.
• поддержка конкурентной разведки на государственном уровне. В частности, это отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров (только в США - 140 тыс. человек);
• иностранев на свои предприятия японцы пускают очень неохотно, что весьма логично. Масштабы краж коммерческих секретов из японских фирм принимают катастрофический характер. Проведенный осенью 2001 года опрос предпринимателей дал ошеломляющие результаты: 234 из опрошенных 289 фирм сталкиваются с фактами утечки конфиденциальной информации. Это в основном информация, связанная с технологиями, организацией и методами производства, клиентской базой, маркетинговыми исследованиями. При работе с иностранцами часто используются бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация.

Очевидно, что японское общество не избежало проблем, связанных с разведывательными действиями конкурентов в отношении ее самой. По мере обострения международной соперничества в областях, где японцы традиционно доминировали, они сами все чаще становятся жертвами. Правительство Японии серьезно озабочено уроном, который наносит экономике страны промышленный шпионаж и планирует предпринять серьезные, прежде всего законодательные шаги, с целью уменьшить эту угрозу. Комитет по защите прав на интеллектуальную собственность, совещательный орган при кабинете министров, подготовил доклад, содержащий основные направления политики, рекомендуемые для правительства. Ключевым моментом документа является попытка распространить право защиты интеллектуальной собственности на конфиденциальную деловую информацию. По мнению наблюдателей, нынешнее законодательство Японии в этом смысле весьма ущербно. Оно не рассматривает информацию о фирменных технологиях и других, обычно скрываемых от постороннего глаза, вещах как существенную с точки зрения уголовного кодекса, и таким образом не трактует кражу коммерческих секретов как уголовно наказуемое деяние.

Суммируя выше сказанное, можно отметить такие характерные особенности КР в Японии:

• Основной лозунг – “годится все, что может быть полезно”.
• Широко понимание эффективности открытых источников, активная их эксплуатация. Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50 %, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 70%;
• Больщинство японцев дисциплинированы и готовы выполнить любые указания руководства, даже если эти указания идут вразрез с законодательством. Само отношение к законодательству очень своеобразно – японцы считают, что это изменяемая категория, а значит не стоит «зацикливаться» на ее догмах;
• Спорные вопросы и конфликты лучше разрешать на корпоративном уровне, не доводя дело до суда;
• Японцы уверены, что для достижения конкурентных преимуществ годятся незаконные методы, так как их используют повсеместно, а на «окрики» с Запада обычно отвечают: «Вы обвиняете нас потому, что хотите сохранить свои монопольные позиции».


Об авторе:
Иванов Сергей Владимирович

Представитель Группы Компаний "Амулет", созданной в 1991 году по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ).

Участник ряда семинаров и "круглых столов" по различным проблемам конкурентной разведки. Автор поисковой машины "Межбанковская информационно-справочная система "Безопасность".

Консультирует ряд компаний и организаций по вопросам практической организации служб "Бизнес-Разведки" и отделов автоматизации бизнеса.

Руководит структурным подразделением холдинга - компанией ООО "Амулет-Инфо". Приоритетным направлением деятельности «Амулет-Инфо» является осуществление проверки коммерческой и деловой информации, надежности компаний (частных лиц и партнеров). Обладая собственным банком данных, «Амулет-Инфо» связан широкой сетью партнерских связей с аналогичными компаниями, занимающимися информационной деятельностью. К выполнению сложных заказов привлекаются партнерские информационные структуры, эксперты из академических институтов и информационно-аналитических центров, при необходимости задействуются информационные возможности госструктур, других информационных фирм. Учитываются пожелания клиентов относительно используемых источников информации, в том числе ограниченного доступа.

serg@amulet.com.ru

вернуться назад

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru