|
|
|
|
Общие проблемы
Значение психологии как науки для физической охраны
Существуют различные мнения относительно того, что важнее в охранной деятельности – оборудование или человеческий фактор. Развитие охранных технологий, все большая автоматизация процессов обеспечения безопасности бизнеса и личности умножают число сторонников точки зрения, что современные системы охраны уменьшают роль человеческого фактора и в будущем вообще могут заменить человека в этой сфере.
В лагере оппонентов, однако, не сомневаются, что значение человека в управлении процессами физической охраны не только не снижается, но постоянно возрастает. Бывший командующий стратегическими ядерными силами США, а в недавнее время советник по вопросам безопасности федерального департамента по энергетике генерал Е. Хабигер, например, утверждает, что соотношение между людьми и технологиями с точки зрения значения в вопросах охраны и безопасности выглядит как 80% и 20%.
Ученые из университета Флориды Э.Дж.Битцер и Э.Хоффман (http://jps.lanl.gov) в своем исследовании «Роль психологии в изучении проблем физической охраны» отмечают, что, несмотря на технические успехи последних десятилетий в сфере охраны, практически отсутствуют системы, которые бы действовали совершенно автономно, без контроля и вмешательства со стороны людей. Какие бы совершенные технологии видеонаблюдения ни внедрялись, они служат не более чем подспорьем для операторов, сидящих за столом и наблюдающих за картинкой на мониторах. От них зависит, в конечном счете, эффективность и надежность систем охраны.
Это довольно трудная работа, требующая концентрации и ежеминутного внимания, чреватая рисками для психики человека, не адаптированного к однообразию и монотонности процесса слежения за экранами мониторов. Как человек справляется с такими нагрузками – проблема, давно интересующая ученых и практиков. Например, с появлением первых военных радаров ученые в США и Англии проводили исследования, изучая поведение операторов. В результате родилась «теория опознавания сигналов», призванная определять индивидуальную способность оператора отличать на экране искомый объект (самолет противника) от ложных (птицы) или дружественных (свои самолеты) объектов, тестировать способность выдерживать длительные нагрузки. Сегодня так отбираются диспетчеры летной службы. Эта же методика служит охранному делу.
Психология охватывает широкий спектр особенностей охранной сферы. Например, американские ученые уделяют большое внимание изучению такого повсеместно встречающегося феномена как «скука». Скучающий охранник, оператор у экрана монитора – вещь обычная. Часами, днями, неделями ничего не происходит. Это хорошо для охраняемого объекта, но может иметь самые негативные последствия для психики человека, в конечном счете, для компании. Исследователи связывают простые, непростительные ошибки, совершаемые охранниками именно с утомительной монотонностью их службы. С этим же могут быть связаны такие проявления как немотивированная грубость, агрессивность, враждебность, раздражительность.
Другой немаловажный аспект применения психологии – взаимоотношения между охранниками и персоналом охраняемого объекта. По мнению Битцера, автора статей в журнале «Journal of Physical Security”, «благоприятный для охранной службы климат зависит, во-первых, от степени понимания работниками предприятия значения охраны для их организации и, во-вторых, от умения охранников найти правильный язык и стиль взаимодействия с окружающими».
|