"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
О некоторых методиках деловой разведки в банковской сфере

С.Гончаров

 

О некоторых методиках деловой разведки в банковской сфере

 

Одно из важнейших, если не самое важное, направлений деловой разведки в банках – проверки потенциальных заемщиков. Причем, при непосредственном кредитовании малого бизнеса используются те же методики, что и при кредитовании крупных и средних организаций.

 

Первоначально банк, в котором я работаю, за основу взял известную методику УБиЗИ ГТУ ЦБ («Досье на фирму»). Ее пришлось скорректировать, поскольку она не состыкуется с действующим законодательством. В ней указаны  сведения, собрать которые по некоторым параметрам можно только с использованием методов оперативно-розыскной деятельности, что противоречит Закону «О частной детективной и охранной деятельности  в Российской Федерации». Так, например,  сбор сведений об «интимной связи» противоречит действующему законодательству и попадает под признаки ст. 137 УК РФ.


Основной задачей информационно-аналитического обеспечения при кредитовании является проверка представленных организацией о себе сведений. Существует множество «Анкет заемщика», многие банки разрабатывают их самостоятельно, многие применяют имеющиеся. В настоящее время в банке применяется Анкета, подготовленная на основании Распоряжения Федерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) от 05.12.1994 г. №98-р. 

 

Использование именно этой Анкеты обусловлено государственным статусом банка. Она несколько устарела и подлежит доработке. Так, с 1994 года изменились идентификационные параметры фирмы, в качестве главного стал Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), появилась необходимость дополнительно получать отдельное письменное согласие на предоставление сведений из бюро кредитных историй.

 

В соответствии с Методикой Управления безопасности и защиты информации (УБиЗИ) ГТУ ЦБ следует установить, не имеются ли в фирме отличительные признаки, требующие повышенного внимания. Фирмы предлагается делить на типы, приведенные ниже  в таблице №1.

                                                                                                                      

  Таблица №1

Тип компании

         Назначение

    Отличительные признаки

Директорская

фирма

Осуществление платежей за личные услуги, укрытие от налогов, приватные финансы

Учредитель одно лицо

Руководитель он же

Активное использование наличных.

Форма собственности ООО

Фирма-зомби

Явный банкрот, но некоторые функции продолжает выполнять

Не проходит повторной регистрации, нулевой бухгалтерский баланс

Жиро-фирма или фирма оператор

Аккумулирование на своих счетах значительных финансовых средств с целью их обналичивания

Обычно существует не продолжительное время

Состав учредителей -большой географический разброс или зарегистрированы в оффшорных зонах

Фирма-подставка

Используется для проведения мошеннических сделок, фирма-однодневка

Регистрация на вымышленных лиц по поддельным паспортам

Минимально допустимый на момент регистрации уставной капитал

Фирма-камуфляж

Легальная крыша при нелегальной деятельности

Используются внешние реквизиты реальных фирм

Фирма-фантом

Несуществующая фирма

Фирма имеет расчетный счет в банке под фальсифицированные документы, без какой либо регистрации

 

 Я не считаю, что предложенное деление идеально. На самом деле все намного сложнее. Выявление на первоначальной этапе проверки фирм, которые могут нанести экономический или репутационный ущерб банку, весьма трудоемкий процесс. Поверхностный анализ, по признакам, чреват ошибками. Известен факт, когда  налоговая инспекция отправила банкам список фирм,  зарегистрированных так называемыми «массовыми регистраторами», или в адресах массовой регистрации. По собственному опыту знаю: в этот список попали фирмы, учредители которых являются реальными владельцами, имеют солидный, легальный  бизнес и под свой бизнес создавали фирмы. .

 

Технология проверки субъектов малого и среднего предпринимательства и необходимые  для этого информационные даны в таблице №2

                                                                                                                    Таблица №2

П.п

Проверочные мероприятия

Задействованы ресурсы и мероприятия

1.

Проверка соответствия представленных фирмой регистрационных сведений действительности.(Соответствие ОГРН, ИНН, ОКПО)

Бесплатные ресурсы Интернет, Платные ресурсы по договорам и отдельным запросом с ГНИ, Госкомстатом.

2.

Проверка наличия дочерних структур фирмы и ее учредителей

Бесплатные ресурсы Интернет, Платные ресурсы по договорам и отдельным запросом с ГНИ, Госкомстатом.

3.

Проверка фирмы и ее учредителей через открытые источники информации (Пресса, Интернет)

Интернет, платные информационные ресурсы. Например представительство Американской фирмы «Интернет секъюритиз инк»

4.

Проверка руководителей и учредителей физических лиц на наличие судимостей.

Договор с ГУВД г. Москвы. На основании приказа МВД №319 от 24.11.1994

5.

Участие фирмы в арбитражных процессах

Сайт Арбитражного суда.

6.

При наличии счетов (в том числе ссудных) других банках, проверка через их СБ, выяснение кредитной истории

Контакты в СБ, телефон

7.

Проверка через бюро кредитных историй

Наличие договора, согласие клиента

8.

Возможная проверка финансового состояния фирмы (Баланс)

Договор с Госкомстатом

 

Следует отметить, что полученная информация подлежит дальнейшей проверке на предмет выявления аффилированности фирм с крупными коммерческими структурами, предотвращения попыток крупных компаний получить льготные кредиты по целевым программам для малого и среднего бизнеса. Кроме того, анализ информации позволяет сделать выводы по наличию долговых обязательств у аффилированных структур.

 

(продолжение публикации – в следующих номерах журнала)

 

 

 


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru