 |









|
 |
 |

КР для материально-технического снабжения

Конкурентная разведка для системы
материально-технического снабжения предприятий (часть 2)
Продолжаем знакомить с публикацией Р.Уилкинса о применении
конкурентной разведки в сфере материально-технического снабжения (начало см. №
25), помещенной в журнале Supply Chain Management Review (www.semr.com).
После того, как определены информационные задачи, надо уточнить, кто основной
(или основные) конкурент(ы). Главный критерий здесь – финансовый, т.е. расчет,
насколько вырастут доходы и прибыли, если мы потеснить с рынка этих (или иных)
конкурентов. Важно обратить внимание в первую очередь на новоявленных
конкурентов, а также на тех, кто использует самые совершенные технологии,
инновационные модели бизнеса.
Затем собственно начинается исследование. Его цель – выискать проблемные
точки в цепочках материально-технического снабжения конкурентов. Для этого надо
определить, кто поставляет им сырье, какая часть их продукции производится вне
компании, какова длина снабженческой цепочки, промежуток времени между заказом и
поступлением, Хорошо бы знать, какое программное обеспечение конкурент
использует, и т.п. Все это необходимо выяснить, чтобы определить уязвимости.
Нельзя надеяться, что вы получите полную, исчерпывающую картину. Так обычно
не бывает. Поэтому, исследуя особенности системы снабжения на конкурентном
предприятии, важно обращать внимание на отдельные, наиболее важные индикаторы их
преимуществ или, напротив, слабостей, такие, например, как продвинутые (или
устаревшие) технологии, короткий (или растянутый) цикл поставок и т.д.
Для анализа полученной из первичных и вторичных источников информации
рекомендуется использовать «метод Пяти Сил» М.Портера, который позволяет
систематично определять реальные и потенциальные угрозы. При этом отдавать отчет
в том, что поведение конкурента на рынке – не есть нечто неизменное, что оно
может быстро изменяться, если обновляется менеджмент, или, скажем, происходит
поглощение (слияние).
Для разового исследования следует сформировать небольшую команду (от
снабженцев, менеджеров по продажам, - всех, чьи знания могут пригодиться). Уже
на этапе первоначального сбора информации нужно привлекать аналитика, который
участвует во всех совещаниях группы – ежедневных или еженедельных. Вновь
напоминаем, что собрать всю информацию практически невозможно. Решения по
тактике и стратегии принимаются на основе достаточных данных. И здесь важно
проследить, к каким результатам предпринимаемые действия приведут. Этим
проверяется эффективность конкурентной разведки в конечном
итоге. 
|