"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
"Бизнес-разведка"

Т. Маркевич

О некоторых особенностях борьбы с кредитными мошенниками

Вниманию читателей предлагается продолжение статьи М.Маркевич, первая часть которой опубликована в предыдущем выпуске журнала.


Угроза сговора мошенников с сотрудником организации – самая опасная.
 
Одним из важнейших моментов в предотвращении персоналом мошенничества в сфере потребительского кредитования является работа банковских сотрудников с менеджерами торговых предприятий, т.е. с контрагентами. Здесь, впрочем, кроется еще одна угроза, которая на первый взгляд неочевидна для банковских сотрудников. Важно учитывать, что торговая организация заинтересована продать свой товар, при этом деньги банком перечисляются этой организации в соответствии с договором. Магазин не выдает товар бесплатно или в кредит, как это рекламируется торговыми организациями. Кредит предоставляется банками. Товар выдается клиенту только после подтверждения банком о перечислении за него денег, т.е. товар выдается клиенту, а деньги за товар перечисляется торговой организации банком.

Естественно, что торговая организация заинтересована как можно больше продать своего товара, получив за него деньги, которые перечислит ей банк. Что происходит в торговой точке? Кто приводит клиента, как его «обрабатывают» или склоняют взять товар в кредит? Магазину выгодно лишь то, чтобы товар был продан, а как клиент будет рассчитываться с банками, и платежеспособен ли он, это торговую организацию уже не интересует, как и не интересует, что покупатель неплатежеспособен, является подставным лицом или мошенником. Часто товар у такого «покупателя» забирают прямо в месте его выдачи и сотрудники торговой организации это видят.

Учитывая это, мошенники стараются налаживать в первую очередь связи с сотрудниками торговых организаций. Так как у тех и других имеется «взаимная выгода», они довольно часто находят «общий язык». Мошенники поставляют клиентуру магазину, которая приобретает, а иногда и не приобретает товар (сделка осуществляется только по документам, а реально товар не отпускается). Часть денег выплачивается мошеннику, часть клиенту. В торговую организацию поступают деньги банка, которые затем присваиваются работниками торговых организаций, переводящих их на счета физических лиц.

Персоналу банков, работающему в торговых организациях, в значительной степени приходится анализировать и контролировать ситуацию в сфере делового сотрудничества с контрагентами. Что бывает довольно затруднительно, т.к. часто торговые павильоны вне сферы обзора сотрудника банка. Кроме того, часто требуется проведение анализа складывающейся ситуации, согласования своих действий с подразделениями безопасности, которые могут оперативно проверить клиента, правильность предоставления им данных. Поэтому от банковского персонала требуется специальная подготовка, которая приобретается только со временем (и часто не всегда). Сотрудники, контролирующие кредитный процесс, вынуждены регулярно проводить методологические разработки и обучение персонала приемам и методам выявления фактов мошенничества, распознавания мошенников, вырабатывают алгоритмы возможных действий в различных ситуациях, при различных обстоятельствах, возникающих при совершении мошенничества.

Встречаются факты попыток вовлечь в преступную деятельность сотрудников банка против их воли. Встречают после работы в подземных переходах, при следовании из торговой точки и предлагают «сотрудничество». Такого рода информация обычно передается в подразделения безопасности, которые осуществляют мероприятия по оказанию физической защиты сотрудников. Но подобные факты довольно редки, поскольку банковского работника проще ввести в заблуждение, чем вовлечь к такому «сотрудничеству».

Важное значение имеет использование сотрудников, осуществляющих кредитование как источников информации о попытках мошенничеству и представляющей оперативный интерес для органов внутренних дел в борьбе с мошенничеством в сфере кредитования.

Сотрудниками банков, работающими в торговых организациях, может быть получена информация:

• о лицах, «приводящих» «клиентов» в точки потребительского кредитования;
• о работниках торговых организаций, связанных с мошенническими группировками;
• о лицах, «осуществляющих руководство» в организации процесса оформления кредитов;
• о методах противодействия мошенничеству со стороны других банков, осуществляющих кредитование в той же торговой организации;
• получение любой иной информации, касающейся вопросов обеспечения безопасности.

Персонал обучается приемам и способам получения подобной информации. Так, например, частое появление одних и тех же лиц, сопровождающих «клиентов» в точках кредитования торговой организации. Вступление их в контакт с представителями контрагентов банков может свидетельствовать о причастности к мошенническим группировкам. Персонал необходимо нацеливать на осуществление визуального наблюдения за происходящим в торговой организации и делать правильный анализ из данных своих наблюдений. Это весьма непростая, но вполне, как показывает практика, выполнимая задача.

Следует принимать во внимание, что мошенники используют свои методы конспирации. Так, работая один - два дня в одном торговом предприятии, они затем переходят работать в другое, затем в третье и возвращаются обратно, т.е. постоянно меняют «место работы» и «работают по кругу».

При более внимательном визуальном наблюдении можно выявлять и лиц, руководящих мошенническими схемами. Хотя они прибегают к довольно таки хитроумным способам  конспирации, и их действия происходят при большом скоплении народа, действовать им в любом случае приходится на виду. И при определенном опыте и уровне наблюдательности их можно выявлять и впоследствии идентифицировать. Так же выявляют и недобросовестных представителей торговых предприятий - контрагентов банков.

Сотрудники различных банков, работающие в торговых организациях, как правило, размещены неподалеку друг от друга, знают друг друга, поддерживают иногда длительные приятельские отношения, которые позволяют получать информацию о подозрительном лице, «кочующем» от представителя одного банка к другому, от одной торговой точки к другой. И хотя, по сути своей, они практически являются конкурентами, старающимися привлечь клиентов в свой банк, им надо обмениваться информацией в целях ее использования в борьбе с мошенничеством. Вопросы конкурентной борьбы в основном не должны влиять на взаимодействие в противодействии мошенничеству. Принцип «пусть у тебя украдут сегодня, а у меня - завтра» в данной ситуации не приемлем.


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru