Учитесь слушать
Учитесь слушать!
Слушать и слышать – две разные вещи. В конкурентной разведке умение слушать
имеет первоочередное значение, считает Лиллиан Бьерсет (Lillian D. Bjorseth,
Duoforce Enterprises, Inc., lillian@duoforce.com, www.duoforce.com,) автор ряда книг по
проблемам межличностных коммуникаций в статье, посвященной одной из этих проблем
(scip.online, issue 50).
Слышать – значит просто воспринимать звуковые волны. Слушать же – целый
процесс, включающий понимание, оценку, интерпретацию, реакцию и запоминание.
Чтобы научиться слушать, автор полагает важным придерживаться следующих,
довольно простых правил:
1. Говорить меньше, слушать больше. Старая поговорка гласит: «Бог дал нам два
уха и один язык, чтобы мы могли вдвое больше слушать, нежели говорить».
2. Быть подчеркнуто внимательным к собеседнику. Выслушивать терпеливо все,
что хочет вам сказать собеседник, независимо от вашего отношения к
нему.
3. Объективно воспринимать слова собеседника. Слушать то, что вам говорят, а
не то, что вы хотите или ожидаете услышать. Обращайте внимание на тон, лексику.
Постарайтесь взглянуть на проблему глазами собеседника.
4. Вести запись. Старайтесь записывать словами собеседника, сохраняя его
лексику и тон. Это поможет потом более точно воспроизвести сказанное им.
5. Не отвлекаться на другие занятия. В процессе слушания важна полная
концентрация. Ничто не должно вас отвлекать.
Публикуется с разрешения Общества профессионалов конкурентной
разведки (SCIP, www.scip.org)
|