"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
"Бизнес-разведка"

В. Назарьев

Тест Люшера для отбора и оценки персонала

Тестовые методики играют огромную роль в обеспечении кадровой комплексной безопасности бизнеса

Тесты позволяют проводить:

• измерение профессиональных склонностей и способностей;
• диагностику профпригодности;
• профориентацию;
• отбор и расстановку кадров;
• оценку психического здоровья;
• выявление критических состояний;
• контроль эффективности коррекционных воздействий;
• оценку работоспособности;
• прогнозирование трудностей в обучении;
• подбор совместимых лиц для групповой работы;
• анализ стиля руководства;
• определение психологического климата;
• предупреждение конфликтов.

Тесты широко используются при приеме на работу, как один из способов проверки персонала компании, при увольнении. Они помогают отследить источники потенциальных и реальных умышленных угроз.

Рассмотрим один из наиболее популярных тестов, широко используемых в разных странах – тест Макса Люшера. Первая редакция теста, принесшая автору мировую известность, опубликована в 1948 году. Тест Люшера был переведен на 29  языков, а его книги стали бестселлерами. Еще во времена СССР тест  стали воспроизводить во ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева в Ленинграде, на базе которого возникло через несколько лет государственное предприятие "ИМАТОН". Позже в России был создан Московский института Макса Люшера, под патронажем самого автора. Институт обладает эксклюзивным правом распространения оригинального цветового теста Люшера, обучения и сертификации его пользователей. Весной 2003 г. Макс приезжал в Россию: “Я приехал в Москву потому что хочу, чтобы здесь наконец-то появился оригинальный вариант моей методики. Все, что до сих пор издавалось в России под видом теста,– это нарушение авторских прав плюс масса искажений”, заявил, в частности, он

Изюминкой теста являются правильно подобранные оттенки цветов. Люшер считает, что механизм воздействия цвета — явление точное и объективное (чуть ли не математически выверенное), но при этом наши предпочтения в выборе того или иного цвета — явление субъективное. Определяющим при диагностике являются не ассоциации, а непосредственное восприятие. «При работе с тестом надо прекратить думать», — утверждает Макс Люшер.

Тест Люшера активно применяется при отборе и оценке персонала крупных компаний (Фиат, Кока-Кола и др.), а также сотрудников полиции, авиации, на флоте. Эту методику используют врачи и психологи. Идеи Люшера нашли применение также в дизайне, рекламе и маркетинге.

Имеются два варианта теста: краткий и полный.

Краткий вариант представляет из себя набор (таблицу) восьми цветов:  серого (условный номер - 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант - «Клинический цветовой тест» - состоит из 7-ми цветовых таблиц:
1. серого цвета;
2. 8-ми цветов;
3. 4-х основных цветов;
4. синего цвета;
5. зеленого цвета;
6. красного цвета;
7. желтого цвета;

Рассмотрим процедуру первого, краткого варианта цветового теста Люшера. Ее
суть -  ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, исходя только из своего личного отношения. Ему необходимо пять раз подряд выбрать симпатичные ему цвета: сначала из 8-ми, затем из 7-ми оставшихся и т.д. Экспериментатор последовательно заносит номера выбранных цветов в протокол на 1-5 позиции рангового ряда. После выбора 5 симпатичных цветов испытуемого, когда останутся 3 наименее приятных для тестируемого цвета, следует попросить выбрать из 3-х оставшихся наименее симпатичный цвет, номер которого заносится на последнее место рангового ряда. Из 2-х оставшихся цветов испытуемому необходимо также выбрать менее симпатичный. Номер этого цвета ставится на 7-ю позицию, а оставшийся цвет занимает 6-ю.

Ранжирование производится дважды, второй выбор необходим для выявления типичного для испытуемого отношения к цветам «основной» таблицы, поскольку первый выбор может испытывать на себе влияние ряда побочных переменных.

Задачи, решаемые с помощью теста:

Выбор системы мотивации. Тест цветовых выборов Макса Люшера может быть применен для определения потребностей человека, структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру этих потребностей.

Определение психоэмоционального настроя личности. Данный тест позволяет определить состояние сотрудника или соискателя, что может быть полезно как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Построение корпоративной культуры или ее трансформация. Тестирование позволяет ответить на такие вопросы как: уживется ли новичок в коллективе, с кем могут возникнуть конфликты у конкретного человека, каким образом объединять людей в группы для решения задач.

Следует отметить, что, несмотря на широкую распространенность теста Люшера, при достаточно точном тестировании используют его, как правило, в паре с другим тестом. Дело в том, что тест цветовых выборов Люшера дает результат, зависящий от эмоционального состояния тестируемого. Тот факт, что тест проводится дважды, уменьшает эту зависимость, но отнюдь не нейтрализует ее. Учитывая, что восьми-цветовое тестирование проводится очень быстро, это не доставляет больших неудобств. Вдобавок, при совпадении результатов однородных тестов можно говорить о безошибочности результатов тестов.

Ограничений на проведение теста практически нет. Возрастной порог, по словам самого Макса Люшера, составляет 5 лет. Тест может применяться независимо от этнической принадлежности: тестирование проводилось на Аляске, в Китае, в Африке, местная культура никак не влияла на результаты.

Также у теста Люшера есть важная особенность – цвета имеют разную степень насыщенности; человек с цветовой слепотой видит эти нюансы цвета даже лучше, чем обычный человек, следовательно, тест применим даже к дальтоникам.

Как и большинство других психологических тестов, этот следует проводить регулярно, только в этом случае возможно определение динамики развития и изменения личности, при этом будет сведена к минимуму ошибка, вызванная временным психическим состоянием тестируемого, например, волнение при приеме на работу может сильно повлиять на результаты тестирования.

Возможные ошибки при тестировании можно разделить на 2 группы.

К первой относятся неверные трактовки результатов и ошибки, совершенные в ходе тестирования, ведущие, в конечном счете, к ошибочным выводам, относительно испытуемого:
• В первую очередь это некомпетентность тестирующего. Несмотря на кажущуюся простоту и наличие таблиц интерпретации результатов, возможны ошибки при обработке изначально корректных данных.
• Цветовая гамма помещения, где проводится тестирование и поверхность стола, на котором находятся цветовые карточки, не должны склонять выбирающего в пользу какого-либо цвета. Также надо исключить попадание яркого солнечного света на карточки.
• Особняком стоит компьютерное тестирование. При всей своей простоте, оно имеет один существенный недостаток. Отображаемые на мониторе цвета зависят, причем иногда очень существенно, от видеоподсистемы компьютера. Программные настройки цветопередачи и контрастности и настройки монитора способны заметно исказить предлагаемые к выбору цвета.
• Применение неоригинального теста Люшера само по себе ошибкой не является. Однако следует учесть, что тест имеет под собой многолетние исследования ученого с мировым именем, прошел проверку временем, а более дешевые российские аналогичные методики могут иметь мало общего с оригинальным тестом. Следовательно, их  достоверность остается на совести авторов, иногда, впрочем, весьма известных.


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru