|
|
|
|
Швечков Н.Е.
Н.Швечков
Как определить и доказать недобросовестную конкуренцию в
рекламе
Недобросовестная конкуренция в области рекламы проявляется в различных
формах. Это и стремление ввести потребителей в заблуждение посредством имитации
рекламы (копирования или подражания) успешных товаров конкурента, и попытки
опорочить деловую репутацию конкурентов, и некорректные сравнения рекламируемого
товара с товаром конкурента.
Чтобы определить, а главное, доказать нарушение существующего
законодательства, уличить рекламодателей, необходимо выявить как минимум три
основных признака недобросовестной рекламы/конкуренции.
Получение преимущества
Действия, которые можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию,
имеют четкую ориентированность на получение преимуществ нечестным путем.
Например, в антимонопольном комитете в 2000 году было вынесено решение о
признании актом недобросовестной конкуренции действий издательства “Прайс”,
которое использовало в своей деятельности логотип информационного бюллетеня
“СтройПрайс”, выпускаемого издательством “Атлант” в течение четырех лет. Комитет
пришел к выводу, что издательство «Прайс», «позаимствовав» чужой раскрученный
логотип получило неоспоримое преимущество перед конкурентами».
Нарушение закона или деловой этики
Распространяется на такие действия, которые противоречат требованиям
действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости. В первом случае – нарушение
закона - оценка их с точки зрения делового оборота, требований
добропорядочности, разумности и справедливости не требуется. В то же время
оцениваемые действия не могут классифицироваться как противоречащие
обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и
справедливости, если они укладываются в нормы действующего законодательства.
В реальной жизни доказать наличие этого признака наиболее трудно. Особенно
если речь идет об этике бизнеса. Но возможно. Приведу такой пример. В
антимонопольном комитете в 2001 году было вынесено решение о признании действий
рекламной группы “ШАР” актом недобросовестной конкуренции. Одним из доводов
заявителя (рекламного агентства “СТОИК”) был следующий аргумент: конкурент
заключил договор на разработку рекламоносителя с сотрудниками рекламного
агентства “СТОИК”. Формально в законодательстве нет запрета на заключение такого
рода сделок. Однако если учесть, что речь идет о передаче документации о
рекламоносителе, который уже в течение нескольких лет продвигался агентством
“СТОИК”, то станет очевидным нарушение общепринятых этических норм.
Убытки
Действия конкурентов наносят (или способны причинить) убытки конкурентам,
либо наносят (или способными нанести) ущерб их деловой репутации. Следует
заметить, что под убытками, с точки зрения действующего Гражданского кодекса
(статья 15), подразумевается не только реальный ущерб, но и упущенная
выгода.
Несмотря на кажущуюся легкость доказывания упущенной выгоды, практика
показывает, что многие заявители пренебрегают тщательностью разработки
доказательной базы. В законе РФ “О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках” имеется статья 10, в которой раскрывается
определение недобросовестной конкуренции:
«Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: -
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить
убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и
места изготовления, потребительских свойств, качества товара; - некорректное
сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с
товарами других хозяйствующих субъектов; (в ред. Федерального закона от 25.05.95
N 83-ФЗ) - продажа товара с незаконным использованием результатов
интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; (в ред.
Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ) - получение,
использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой
информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Бытует заблуждение, что если действия конкурентов не укладываются в эту
статью, то значит, все правомерно. Это не так. Используемые на практике формы
недобросовестной конкуренции гораздо разнообразнее предусмотренных
законодательством. Видимо, по этой причине законодатель оставил перечень форм
недобросовестной конкуренции открытым. Иными словами, действия конкурента можно
признать недобросовестными, даже если эти действия не подпадают под упомянутые
выше нормы.
Об авторе:
Швечков Николай Евгеньевич - специалист в сфере управления
экономической безопасности
|