"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Светозаров В.Б.

В.Светозаров

Профессионал КР. Его роль и место в компании

В проведенном МЦК “On Conference” обширном исследовании состояния конкурентной разведки в российском бизнес-сообществе (см. журнал «Бизнес-разведка» №19), в частности, отмечалось, что при общей и высокой востребованности отечественного бизнеса в услугах КР, большинство опрошенных предпринимателей и топ-менеджеров сомневаются в ее эффективности. Отсутствие четкого и единого понимания, что же именно представляет собой КР и какие конкретно результаты стоит ждать от ее специалистов, во многом связано с непониманием, кто именно в компании должен заниматься КР.

Этот вопрос менее остро стоит в развитых западных странах, где конкурентная разведка уже завоевала репутацию уважаемой легальной деятельности и получила организационное воплощение во множестве компаний и фирм, в одних как специальная, достаточно автономная служба, в других – одной или двумя ставками аналитика, информационщика. Практика КР доказывает, что ее место – в средоточии и пересечении  самых разных дисциплин и знаний:

- наука об информации;

- информационные технологии; 

- журналистика;

- управление знаниями;

- библиотечное дело;

- маркетинг;

- планирование;

- методология исследования;

- бизнес-планирование;

- организационный менеджмент;

- знание законов и общепринятых норм профессиональной этики.

К этому надо добавить и обязательное знание особенностей конкретной отрасли, сегмента рынка.

Универсализм конкурентной разведки замечен и все чаще используется в качестве  площадки для тренинга, подготовки менеджеров самого высокого ранга. В ряде западных компаний практикуется «обкатка» перспективных сотрудников в службе КР (или функционально на позиции профессионала КР) перед назначением на более высокую, руководящую должность.

Но в этой статье речь не о них, а о тех, кто рассматривает КР своей специальностью и претендует на то, чтобы конкурентная разведка заняла подобающее ей место в структуре и деятельности компании. Это зависит не только, а, может быть, и не столько от первых лиц компании, их понимания и подхода к набору функций и задач КР, сколько от способности  специалистов продемонстрировать реальную отдачу от своего труда, показать практическое влияние и значение конкурентной разведки для конечных результатов деятельности компании. Для этого необходимо обладать знаниями как минимум половины перечисленных выше дисциплин. Но не достаточно. Важно знать и уметь пользоваться методологией профессиональной работы.

Методология КР прежде всего предполагает ясное представление аналитика-информационщика, кто в компании является потребителем его отчетов. Довольно распространено мнение, что чем больше сотрудников компании знакомится с результатами специалиста по КР, тем лучше. Не оспаривая в принципе такого подхода, считаю, что приоритетом должны пользоваться те, от кого зависит принятие решений как на самом высоком, так и на среднем руководящем уровне. И здесь очень важно определить, кто в данных условиях более всего нуждается в вашей работе – менеджеры среднего эшелона (руководители отделов, направлений) или те, кто принимает стратегические решения. Все зависит от конкретных обстоятельств. Как отмечает Сьюзан Леандри, управляющий директор Global Best Practice, входящей в состав международной корпорации PricewaterhouseCoopers, «необходимо предоставлять конкурентную информацию нужным людям в нужном контексте – тем, кто нуждается в этой информации, и тогда, когда они нуждаются в ней, и таким образом, чтобы эта информация практически помогала принимать правильные решения, улучшать стратегию компании и достигать намеченные цели»  (Information Outlook, April, 2005).    

Следующий шаг – идентификация информационных потребностей непосредственных пользователей КР. С этой целью проводятся своеобразные интервью, опросы, используются производственные совещания, анализируются внутренние документы. Вопросы не только охватывают контент информационных потребностей, но и частоту отчетов, форму их подачи, уровень детализации, размер материала и т.п. Такие вопросы следует поднимать регулярно, в процессе работы: устраивает ли пользователей информация КР и почему, что не хватает, есть ли какие специальные запросы, нужно ли расширять, или напротив, сокращать список фирм, подвергаемых мониторингу, включать ли сюда потенциальных конкурентов, давать все подряд или выжимку, только конкретику или информацию с анализом и выводами. Естественно, от специалиста требуется достаточно высокий уровень коммуникабельности, желание и умение поддерживать контакты внутри коллектива, а не только с первыми лицами.

Сбои в регулярном поступлении информации от исполнителей к заказчикам могут происходить по разным причинам. Например, если информационщик считает, что потребителям данная информация и так известна, либо она им не нужна. Случается и нежелание расстраивать начальство плохими новостями, особенно если оно не всегда адекватно и корректно реагирует на негатив.

Хороший профессионал КР не будет скромно отсиживаться в рабочие часы, ожидая, когда о нем вспомнят. Напротив, он будет настойчиво напоминать о себе, о своей работе регулярной рассылкой новостной информации, желательно не в сыром состоянии, а в виде структурированного отчета, содержащего помимо самой информации и аналитическую оценку, и вывод, и рекомендацию. Совсем не обязательно, чтобы такой отчет напоминал широкоохватный по теме обзор. Можно, к примеру, обратить внимание на факт размещения конкурентом объявления о новых вакансиях – этого будет достаточно для сопоставления с другими, уже известными данными (фактами и слухами) и, возможно, для далеко идущих предположений о планах и намерениях конкурентной фирмы.


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru