"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Егоров В.И.

В.Егоров

Служба конкурентной разведки в газодобывающей промышленности. Шаги к ее созданию

В настоящее время предприятия газодобывающей отрасли уделяют все больше внимания созданию в своей организационно-штатной структуре службы конкурентной (деловой) разведки, выполняющей основную роль в координации движения информационных потоков.

Прогнозные модели развития компании и ведения ею финансово-хозяйственной деятельности являются основной задачей службы конкурентной разведки, в которую на постоянной основе поступают информационные потоки о развитии отрасли, инвестиционной привлекательности регионов присутствия компании, наличии административной поддержки в решении тех или иных задач, о состоянии криминогенной обстановки региона и прочие значимые факты, события и явления, способные тем или иным образом влиять на бизнес-процессы газодобывающей компании.

Весь поток полученной информации подробно и скрупулезно анализируется с применением интегрированных информационно-аналитических систем и предоставляется лицам, уполномоченным принимать решения, в виде кратких отчетов с визуальным отображением итогов работы аналитиков. Эти отчеты, как правило, содержат несколько вариантов развития событий по конкретно взятой проблеме. Они активно обсуждаются в ситуационных центрах. На их основе вырабатываются рекомендации для принятия оптимального решения. Важным моментом работы службы конкурентной разведки является непрерывность ее работы, а также четко выработанные правила взаимодействия между «головной структурой» и ее филиалами в ходе наполнения собственного информационного ресурса, так называемых «интеллектуальных досье» с целью высвечивания конкурентов, а также фактов, способных влиять на ход развития газодобывающей компании. 

Задачи конкурентной разведки могут решаться двумя путями – через услуги сторонних организаций (outsourcing) и созданием собственного подразделения конкурентной разведки.

Первый путь является более дешевым в затратном плане по сравнению со вторым, однако, имеет ряд недостатков, а именно:
- отсутствие уверенности в сохранности конфиденциальной информации, раскрываемой в ходе исследований;
- определенная зависимость от партнера-исполнителя (стабильность его положения на рынке, загруженность информационно-аналитическими заказами и прочее);
- большие сложности в предварительной проверке возможностей и потенциала исполнителя;
- невозможность (в ряде случаев) оперативного получения ответов на «горящие» или уточняющие вопросы;
- зависимость от регламента работы исполнителя;
- ограничение круга решаемых задач договорными составляющими;
- недоступность к архивным материалам  по выполненным заказам.

Большинство из отмеченных недостатков можно исключить при создании службы конкурентной разведки внутри хозяйствующего субъекта. Очевидно, что данный путь является более дорогостоящим, чем первый, но, как показывает практика в газодобывающей отрасли, выигрывает по сравнению с ним в соотношении качество/цена.

Создание системы КР в компании не требует каких-то фантастических вложений. В ряде случаев достаточно лишь изменить свое отношение к информации и разведывательным сведениям. Скорее всего, отдельные элементы системы конкурентной разведки в компании  уже существуют, остается только объединить их вместе в единое целое.

Тем не менее, подготовка требует немалых усилий и состоит из нескольких последовательных этапов.

1. Проверка целесообразности

Перед принятием решения о целесообразности создания службы конкурентной разведки на предприятии необходимо проверить наличие следующих условий:

 - понимание, какой именно информации не хватает для принятия решений;

 - понимание, как следует собирать эту информацию;

 - просчитывание экономической эффективности службы КР (затраты на нее с лихвой компенсируются дополнительными прибылями);

 - наличие ресурсов (материальных и человеческих) для  создания службы КР;

 - психологическая готовность руководства и персонала компании к работе и взаимодействию с новым подразделением.

2. Выбор руководителя службы конкурентной разведки.

Достоинство систем конкурентной разведки в том, что они легко «встраиваются» в организационную структуру газодобывающей компании. Руководитель службы координирует информационные и разведывательные потоки, несет ответственность перед руководством компании и получает от нее полномочия на свои действия. Без этой поддержки положение руководителя службы не прочно.

Требования к руководителю службы конкурентной разведки несколько отличаются от стандартных требований к менеджерам среднего звена. Помимо очевидной пригодности к аналитической работе, он должен обладать повышенной устойчивостью к критике и другим формам давления и не быть карьеристом даже в самом лучшем смысле этого слова. Невыполнение двух последних требований может привести (и часто приводит) к сознательному или подсознательному искажению выдаваемой информации в угоду мнению вышестоящего начальства или других работников фирмы, способных оказывать давление или, наоборот, содействовать продвижению по служебной лестнице. Кроме профессиональных разведчиков или специалистов с опытом работы в правоохранительных органах в качестве кандидатов на начальника службы КР следует иметь в виду научных работников, ушедших в бизнес. Такие люди обычно более склонны к аналитической работе, восприимчивы к моделированию ситуаций и часто более устойчивы к неудачам.

3. Определение положения службы конкурентной разведки в структуре фирмы.

Самый правильный вариант - подчинить руководителя службы конкурентной разведки непосредственно первому или, в крайнем случае, второму лицу на фирме.

Естественное стремление к быстрому выходу службы на проектную структуру, т.е. на решение широкого круга задач представляется ошибочным. Диапазон задач конкурентной разведки расширяется постепенно, по мере накопления доказательств ее необходимости. Однако первоначальный бюджет должен быть заведомо достаточным для решения нескольких наиболее актуальных задач, что принесет практические доказательства реальной полезности службы. Именно конкретный вклад конкурентной разведки в принятие важных для фирмы решений - лучший способ завоевать доверие руководства фирмы к службе, особенно когда ее рекомендации расходятся с мнением менеджеров других подразделений.

Оптимальная структура службы, естественно, определяется целями и стратегией фирмы, ее размерами, внутренней структурой и т.д.

Учитывая специфический характер деятельности службы конкурентной разведки, а также конфиденциальность результатов ее работы, важным аспектом осуществления деятельности является прямое подчинение руководству газодобывающей компании. Необходимость этого условия продиктована соображениями конфиденциальности, независимости в выводах и возможным искажением результатов работы службы в процессе «прохождения по инстанциям».


Об авторе:
Егоров Валерий Игоревич – консультант по информационно-аналитическому сопровождению бизнес-процессов, помощник Председателя Клуба сотрудников информационных служб (г. Москва)
e-mail:  valeriyegorov@yahoo.com


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru