|
|
|
|
20-06 Кузнецов
Некоторые методы профилактики недружественных
поглощений
Сергей Кузнецов независимый технолог, консультант и тренер
Оглавление 1. Положение вещей 1.1. На переходе 1.2. Свобода
выбора 1.3. Санитары бизнеса? 1.4. Игры без правил 1.5. Слабые
умирают 1.6. Провокация поглощения 2. Методы профилактики враждебных
поглощений 2.1. Повышение культуры управления 2.1.1. Менеджмент
долгожителей 2.1.2. Культура устойчиво растущих компаний 2.2.
Виртуализация бизнеса 2.2.1. Изменение архитектуры бизнеса 2.2.2.
Аналитические центры 2.3. Дополнительные материалы
1. Положение вещей
1.1. На переходе. Россия находится на этапе исторического перехода, который
продлится еще 40-60 лет. Есть вероятность, что дети наших внуков перестанут
опасаться выходить на улицу или начинать собственный бизнес. Необходимость и
неизбежность ухода от "социалистической" экономики не вызывает сомнения, однако
"выбранный" путь не является эффективным. Заинтересованные лица могут сравнить
результаты реформы в России и Китае.
1.2. Свобода выбора. Насколько мы были свободны в выборе способов
реформирования? У меня была возможность судить об этом еще в 1999 году при
расследовании деятельности в России Гарвардского института международного
развития (HIID). Есть основания полагать, что программа российской приватизации
была результатом банальной экономической диверсии, проведенной американскими
спецслужбами с минимальными расходами ($150 млн. бюджета HIID сравните с
бюджетом хотя бы ЦРУ). Некоторые подробности такого рода операций в
развивающихся странах можно узнать из книги Джона Перкинса "Исповедь
экономического убийцы" М., Pretext, 2005. Этого оказалось достаточно, чтобы
развалить национальную промышленность и систему органов власти, а главное,
заложить в нее генетические (самовоспроводящиеся) дефекты. В частности,
несоответствие уровня заработной платы в органах власти и на рынке является
причиной разворовывания бюджета, неустранимой коррупции и по существу полного
беспредела, в котором нам приходится жить и работать. Распыление государственной
собственности через акционирование создало великолепные условия для взрывного
роста колоссальных состояний, вывоза капиталов и расцвета враждебных
поглощений.
1.3. Санитары бизнеса? В бизнесе, как и в живой природе, существуют санитары,
добивающие слабых. Имя им – рейдеры или фирмы, специализированные на враждебных
поглощениях предприятий. Мое первое знакомство с этой проблематикой произошло в
2002 году на авторских тренингах, посвященных технологиям по разведки по
открытым источникам Интернет (конкурентной разведки, юридической разведки). А
недавно мне поступило лестное предложение участвовать в проекте защиты от
враждебных поглощений, финансируемым бывшим рейдером. Мотивация
перепрофилирования парадоксальная – это выгоднее и менее хлопотно.
1.4. Игры без правил. Идеологический вакуум, отсутствие у власти компетентных
государственников, налоговое время, пробелы и противоречия законов, дефицит
правосудия, произвол чиновников и криминальных элементов по существу оставляют
предпринимателей и граждан совершенно незащищенными. Политические риски и
уровень административного давления на бизнес непредсказуемы, т.е. в России игра
в бизнес происходит в предельно неблагоприятных и непредсказуемых
условиях. Приведем некоторые цифры. По мнению Матиаса Бекье ("Путеводитель по
слиянию", Вестник McKinsey, 2 (4) 2003), "многочисленные исследования конца
1990–х годов подтверждают, что большинство слияний и поглощений не привели к
созданию стоимости, причем доля неудачных сделок достигает 60%.". Проще говоря,
большое число слияний и поглощений ведет к планомерному разрушению действующих
производств и заметному ослаблению России, как международного конкурента.
Официальная заработная плата рядовых сотрудников УБЭП / РУБОП МВД РФ составляет
$300-600, а нейтрализация силовых ведомств (милиция, прокуратура) во время
силового захвата предприятия обходится рейдеру в $30-60 тыс.
1.5. Слабые умирают. Рыба гниет с головы. Репрессивная система менеджмента на
предприятии не позволяет сформировать сплоченную бизнес-команду и привлечь в той
или иной степени всех без исключения сотрудников к управлению фирмой и повышению
ее экономической силы и жизнеспособности. Неинформированность, некомпетентость,
нелояльность и незаинтересованность сотрудников на фоне внутрикорпоративного
саботажа ограничивает качество управления фирмой возможностями интеллекта и
физическим ресурсом группы топ-менеджеров. Один умный всегда проигрывает команде
профессионалов. Особенно, если последние играют без правил (как это делают
черные рейдеры).
1.6. Провокация поглощения. Враждебные поглощения и экономические диверсии
провоцируются рядом причин. Стоимость активов (коммерческая недвижимость,
оборудование, торговые марки, патенты…) выше реальной стоимости бизнеса, что
побуждает естественное желание перехватить управление и/или часть активов и их
перепродать. Фирма мешает конкуренту (национальному, зарубежному) или
иностранному государству (напрямую касается родного ВПК). Процессы монополизации
всегда сопровождаются экономическими диверсиями в адрес одиноких производителей
товаров и услуг. Политические амбиции и непродуманные заявления руководства
могут повернуть против компании Систему (административный ресурс). По мнению
рейдеров, самым удачным поглощением 2004 года был показательный разгром компании
"Юкос". "Рейд был проведен по всем классическим канонам: закошмарили по-черному,
закрыли главного по уголовке, вывели актив через прокладку. Высший класс — хоть
в хрестоматию вставляй!" (откровения анонимного рейдера). Открытая финансовая
политика, честное желание показать акционерам прибыль также вызывают пристальный
интерес рейдеров. Примеры многочисленны, например, перехват управления над
некоторыми объектами недвижимости Московской железной дороги после очередной
публикации квартального отчета с заметной прибылью. Разнообразные уязвимости
юридического, экономического и иного толка и прочие причины (низкая культура
управления, внутрикорпоративное предательство, уход ключевых сотрудников,
криминал, форс-мажорные обстоятельства, отзыв лицензий банков, патентные иски,
утечки информации, изменения на рынках…) провоцируют охотников за чужим на
захват всего бизнеса или перехват управления отдельными активами. Экономическая
слабость одиноких малых и средних предприятий делает их легкой добычей рейдеров
при минимальном бюджете на захват. Напомним, что срок исковой давности по
судебным делам о недействительности сделок – всего 10 лет.
2. Методы профилактики враждебных поглощений Когда обнаружены признаки
начавшейся попытки поглощения, вероятность отстоять предприятие не превышает
10%. Затраты на защиту бизнеса от грамотно подготовленной атаки сопоставимы с
его стоимостью и в ряде случаев экономически целесообразнее его продать за
бесценок. Кроме того, существует такой способ ослабления конкурента, как
провокация поглощения. Единственный надежный способ лечения в такой ситуации -
профилактика поглощения или перевод предприятия на неприметный и здоровый образ
жизни.
2.1. Повышение культуры управления. Слабость российских предприятий
определяется, в основном, низким уровнем управления.
2.1.1. Менеджмент долгожителей. Внедрение следующих элементов системы
управления долгоживущих компаний: Пристальное внимание, чуткое отношение и
быстрое приспособление к изменяющимся коммерческим условиям, постоянная смена
конкурентных стратегий. Определенность корпоративной культуры и верность
традициям компании. Гуманизация стратегий управления и повышенное внимание к
персоналу. Персонал мыслит себя частью корпорации. Управленцы избираются
изнутри, и наивысший приоритет их работы – сохранить компанию, по крайней мере,
в таком же состоянии, в каком они ее получили. Лояльное отношение к человеческим
ошибкам. Систематическое поощрение новых идей, инициативы, профессионального
роста, самообучения и обучения сотрудников. Инвестирование новых идей
стратегического характера при консервативном подходе к финансированию рисковых
проектов. Подробнее можно посмотреть книгу Ари де Гиус "Живая компания", СПб,
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004 и другие книги этого же
издательства.
2.1.2. Культура устойчиво растущих компаний. В основы можно использовать свод
из 10 корпоративных правил Google Inc – самый быстрорастущей технологической
фирмы мира. Приводится вольное изложение статьи Schmidt Eric, Varian Hal
"Google: Ten Golden Rules". - Newsweek, Dec. 2, 2005 <http://www.msnbc.msn.com/id/10296177/site/newsweek/>. 1)
Коллективный наем на работу. При приеме на работу каждый соискатель проходит
собеседование минимум с 6 сотрудниками, от руководителей до коллег по отделу,
причем мнение всех учитывается. 2) Фирма берет на себя обеспечение всего
(бонусы, прекрасное питание, гимнастические залы, прачечные, массажные кабинеты,
парикмахерские, автомойку…), что может отвлекать от продуктивной работы. 3)
Собрать всех вместе. Все проекты выполняются командой. Фирма обеспечивает
комфортные условия для совместной работы, включая конференц-залы. 4) Простая
координация. Все участники проектов еженедельно делают электронную рассылку по
рабочей группе о своих достижениях за неделю. 5) Ешьте корм своей собаки. Все
сотрудники используют в работе / дома только продукты своей компании. Это
гарантирует высокое качество товара или услуги еще до того, как она попадет на
суд потребителю. 6) Повышайте творческий потенциал. 20% рабочего времени
сотрудников запланировано на фантазии – проекты по личному выбору
сотрудника. 7) Достигайте консенсуса. Много умнее, чем один. Управленец – это
не лицо, принимающее решение, а человек, консолидирующий мнения членов команды.
Решения принимаются мучительно, но их качество выше всяких похвал и они не
саботируются. 8) Не злиться. Отношения базируются на терпимости и взаимном
уважении. При этом нет соглашательства и приспособленчества. 9) Все решения
просчитывается. Все проекты обеспечиваются множеством инструментальных панелей
для быстрого количественного расчета положения вещей и визуализации
тенденций. 10) Каждую пятницу все собираются вместе (при этом некоторые
закусывают и пьют). Делаются объявления, представления, задаются вопросы,
получаются ответы. Это обеспечивает высокое взаимное доверие и лояльность
бизнес-команды. Пункт 7 стоит усилить правом "квазивето" Royal Dutch Shell:
"Любой член рабочей группы может своим несогласием остановить любое решение"
(Ари де Гиус).
2.2. Виртуализация бизнеса. Единственный способ избежать удара – не
показывать лицо. Как Александр Иванович Корейко из бессметного "Золотого
теленка".
2.2.1. Изменение архитектуры бизнеса. Неубиваемым или катастрофоустойчивым
будем считать бизнес, который в случае внезапной утраты одного или группы
активов или предприятий или даже руководителей в состоянии сохранить управление
и преумножить активы. Один из вариантов неубиваемых бизнес-структур –
виртуальные корпорации из неаффилированных предприятий в разных юрисдикциях,
легально проводящие все операции с некоторой избыточностью. Под избыточностью в
данном случае будем понимать, например, использование трех-четырех конкурирующих
поставщиков комплектующих вместо одного или ведение финансовых операций через
3-4 расчетных счета в разных банках. Виртуальная корпорация – это
неформальная сеть (неизвестной топологии) неконкурирующих предприятий, связанных
единой системой корпоративных правил ведения бизнеса или иным интересом (по
аналогии с семьей, сектой, племенем, этносом или профессиональным цехом). Размер
сети и ее структура нападающим неизвестны. Выяснить по открытым источникам,
официальным каналам или с использованием сотрудников предприятия, что конкретный
бизнес является участником сети, крайне затруднительно. На попытку захвата
одного из звеньев сети отвечает вся сеть. Ответные удары по рейдеру или
непосредственному заказчику недружественного поглощения выполняются в закрытом
варианте, исключающем идентификацию заказчика и исполнителя контратаки. Участие
в такой сети – эффективный способ защиты видимого малого и среднего бизнеса от
поглощения.
2.2.2. Аналитические центры. Глаза и уши сети предприятий – система (сеть)
виртуальных информационно-аналитических центров (ИАЦ), специализированных как на
обслуживании отдельных предприятий, так и нужд сети в целом. Это не исключает
создания внутрикорпоративных штатных аналитических служб, которые скрытно
обеспечивают поддержку принятия решений, документирование опыта (знаний),
ведение корпоративного хранилища и постепенный переход предприятия на технологии
управления, основанного на знаниях. Принципы функционирования ИАЦ: проактивость
(по Лапудусу), скрытность, распределенность, децентрализованность, легальность,
прозрачность, доказательность, универсальность, технологичность, избыточность,
лояльность. Без создания корпоративного ИАС выполнение перечисленных выше мер
профилактики малореально. Желательно, чтобы аналитикой (корпоративной разведкой)
занимались все без исключения сотрудники предприятия. Опыт южнокорейских
корпораций можно изучать по книге Хант Ч., Зартарьян В., Информация — основа
успеха: разведка на службе вашего предприятия. — Киев, "Укрзакордонвизасервис",
1992.
2.3. Дополнительные материалы по рассмотренной проблеме можно посмотреть
через Интернет, используя Яндекс (560+ млн. русскоязычных документов на
02.2006) (+(предупреждение | профилактика | предотвращение | предупреждать)
/11 +(((поглощение | захват | поглотить | перехват) /3 (враждебный |
недружественный | корпоративный | акционерный)) | ((акционерный | корпоративный)
/+1 (конфликт | война | спор)) | (корпоративный /+1 шантаж) | гринмейл |
гринмэйл | (+(приобрести | покупать | купить | приобретение | покупка | выкупить
| скупать) /10 +(((контрольный | процент | процентный | блокировать) /(+1 +2)
(акция | пакет | доля)) | блокпакет))))
|