 |









|
 |
 |

КР в малом бизнесе: не числом , а умением

КР в малом бизнесе: не числом, а
умением
Распространено мнение, что конкурентная разведка предназначена в основном для
крупного и среднего бизнеса. Для малого же бизнеса она неприемлема в силу
ограниченности ресурсов. Этот миф пытается развенчать Джонатан Калоф, профессор
международного бизнеса в Университете Оттавы (см. scip.online, issue 41).
Более того, он утверждает, что конкурентная разведка для малого бизнеса имеет
более важное значение, чем для крупного. Для иллюстрации приводит примеры с
корпорациями Coca Cola и Microsoft, которые совершали грубые ошибки в оценке
тенденций и перспектив рынка при выпуске новых продуктов. При этом они
выжили только благодаря своим «глубоким кошелькам». Профессор пишет, что для
малого бизнеса совершение подобных ошибок смерти подобно. У них просто нет
средств, чтобы выправить ситуацию, покрыть убытки.
Между тем, малый бизнес представляет собой краеугольный камень развитых
экономик Запада. К примеру, в Канаде крупный бизнес занимает менее 1% всего
бизнеса. В Соединенных Штатах за последние десять лет 75% новых рабочих мест и
половину новых технологий обеспечил именно малый бизнес. Также важно иметь в
виду, что многие крупные корпорации начинались с малого предприятия. В самом
начале своего существования Microsoft насчитывал всего пару работников.
Закономерно встает вопрос: как могут малые предприятия позволить себе держать
штат информационщиков и аналитиков, вкладывать десятки и сотни тысяч долларов в
информационные технологии, оплачивать пользование дорогими базами данных? Ответ
простой – позволить себе это они не могут. Вместе с тем, проведенный Канадским
институтом конкурентной разведки опрос более тысячи компаний показал, что малые
предприятия более эффективно пользуются инструментарием конкурентной разведки,
нежели крупные компании. По результатам опроса все респонденты были разбиты на
четыре группы относительно степени реального и результативного использования КР
в своей практике. В итоге, получилось, что в лучшую сотню компаний по данному
критерию вошел десяток крупных корпораций, а все остальные – малые предприятия,
в том числе фирмы со штатом десять и менее работников.
Как отмечает Дж. Калоф, разгадка такого парадокса в том, что в
небольших бизнес-организациях вынужденно ограничивают число поставленных целей и
решаемых задач конкурентной разведки, но в то же время проявляют способность
понимать роль и значение КР для компании, практически координировать сбор
информации, обеспечивать ее циркуляцию внутри коллектива, быстро реагировать на
потенциальные угрозы и возможности, фокусировать внимание на наиболее важных
вопросах.
В наиболее успешно ведущих конкурентную разведку небольших фирмах кто-то из
сотрудников персонально отвечает за это направление деятельности, овладевая
необходимыми знаниями и навыками. Но все сотрудники в той или иной степени
вовлечены в сбор информации – будь то ресурсы Интернета, личные контакты,
участие в публичных мероприятиях (выставки и пр.). Сеть потенциальных источников
информации обширна. Она включает клиентов, поставщиков, друзей, чиновников –
всех, кто имеет хоть какое-то отношение к данному бизнесу. Правильное
использование этой сети может приблизить разведывательный потенциал малого
предприятия к возможностям крупного бизнеса. 
|