![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
К.Буянов Некоторые способы и меры борьбы с воровством персонала супермаркетов
Проблемы, с которыми столкнулись российские предприниматели, для мирового розничного бизнеса отнюдь не новы. Лидером по количеству потерянных денег и забывчивости покупателей давно признаны США. По данным американского журнала «Progressive Grocer», потери розничной торговли страны в среднем достигают $28 млрд. в год. Специальное исследование Shrink Alert, проведенное компанией LAM Consulting, показало, что из 8300 проверенных покупателей 531 (6,4 процента) имели незафиксированные кассиром товары в среднем на сумму $6,85 на покупателя. По данным немецкого профессионального издания «Dynamik im Handeln», общие ежегодные потери немецкой розничной индустрии от воровства составляют DM7 млрд. Россия тоже демонстрирует «неплохие» показатели. По весьма неполным данным российского МВД, потери от воровства покупателей и хищений, совершаемых персоналом, варьируются в крупных магазинах от $40 до $60 тыс. в год, в средних и мелких – от $15 до $28 тыс. Естественно, наиболее незащищенными в этих условиях становятся магазины, работающие по системе самообслуживания. Стремясь быстро перейти на новую перспективную форму торговли, владельцы супермаркетов часто не готовы к новым условиям, требующим принципиально иных подходов к ведению бизнеса, найму персонала и работе с ним. По различным оценкам, потери российского магазина от воровства (сотрудников, покупателей, ошибок и сознательных просчетов менеджеров) составляют от 0,5 до 2 процентов месячного товарооборота. Эти оценки совпадают с общемировой статистикой. (Наша статистика, мягко говоря, несколько занижена, т.к. либо не хотят разглашать действительные потери или есть заинтересованность иностранного капитала в положительном пиаре по продвижению той или иной торговой сети. А это связано и с продвижением своего вида товара, формированием покупательского спроса. Борьба за место на рынке. В России очень быстрая оборачиваемость капитала.) По данным национального опроса по вопросам безопасности (National Retail Security Survey), средние потери супермаркетов и продовольственных магазинов США составляют 1,3 процента от продаж (благодаря использованию комплексных решений средняя цифра по супермаркетам оказалась меньше, чем по розничным предприятиям вообще –1,83 процента). Однако средние цифры, сравнимые с 1-2 процентами потерь, для российских магазинов не являются пределом. Потери в некоторых российских магазинах достигают 15 процентов. По данным исследования National Retail Security Survey, на долю персонала продовольственных магазинов или небольших супермаркетов США приходится от 30 до 80 процентов всех потерь. Опыт российских владельцев и менеджеров супермаркетов также показал, что воровство и мошенничество сотрудников составляет гораздо более значительную долю в общем объеме потерь магазина, чем воровство покупателей. Наибольший урон наносит менеджерский и руководящий состав из-за своей некомпетентности, особенно в отделе закупок - т.н. байеры. Они заинтересованы в долгосрочном договоре по продвижению того или иного товара от поставщика за соответствующее вознаграждение. Всех ворующих сотрудников в российском супермаркете можно условно разделить на две категории: А. Сотрудники с менталитетом советского человека. Таких работников значительное большинство. Воровство сигарет, зажигалок, жвачки они считают естественным. Часто продукты даже не выносят из торгового зала и потребляют на месте. Эти люди не воры, они поступают так в силу своего воспитания, образования, менталитета – абсолютно без злого умысла. Однако для магазина подобные совковые «не-воры» обходятся дорого. В стандартном российском супермаркете площадью 500 кв. метров с обслуживающим персоналом 25-30 человек (продавцы, кассиры, грузчики, уборщицы) еженедельные потери могут доходить до $500. Б. Профессиональные мошенники. Часто устраиваться на работу приходит «шайка воров», (опять же руководящий состав : директор –отдел закупок - отдел приемки.) которая хорошо организована и профессионально «работает». Здесь следует учесть, что профи сразу видят, как организована система безопасности, контроль и учет товародвижения и менее охотно идут в магазины с современными технологиями. Иногда такие группы складываются непосредственно в магазине. Наиболее популярны такие связки: Рекомендуемые административные меры: 1. Разработать жесткую кадровую политику. При наборе
сотрудников: 2. Проводить разумную внутреннюю политику, что
подразумевает: Человек должен чувствовать перспективу, возможность «роста». По мнению большинства специалистов, именно сознание перспективы стимулирует человека к выполнению работы. В уже упоминавшемся исследовании National Retail Security Survey в тех магазинах, где сотрудники были более удовлетворены условиями работы (всем комплексом, а не только уровнем заработной платы), наблюдались значительно более низкие потери, чем в остальных исследованных магазинах. 3. Четко организовать работу персонала магазина. Задача менеджера –
обеспечить человека работой в течение всего дня. Менеджер должен чаще бывать в
торговом зале. Появление начальства всегда держит персонал в «здоровом
напряжении». Сотрудники должны чувствовать, что находятся под ненавязчивым, но
постоянным контролем. (сотрудники должны чувствовать и чувство ответственности,
что им доверили выполнять какое-либо задание, иметь возможность проявлять
инициативу, участвовать в разработке чего-то нового, иметь возможность проявить
себя, удовлетворить свое чувство самовыражения. Стать неотемлемой частью
коллектива, быть нужным.) Пример 1. Организовано соревнование между кассирами за качество и скорость
обслуживания покупателей. Итоги подводятся еженедельно – победители получают
специальные премии. Возможность «нездоровой активности» кассиров сводится таким
образом к минимуму. Очень большое значение в поддержании трудовой
дисциплины имеет место тестовая закупка. Здесь проверяется профессионализм
кассира, его честность, и в конце концов может он работать далее или нет. В этом
случае исключены варианты подтасовки при соревновании. Кассир всегда должен
исполнять свои обязанности на “отлично”. В тестовой закупке выявляется так же и
возможные недоработки как кассового департамента, так и всех других служб
торгового предприятия. От отдела приемки, операционного отдела до упаковки и
доставки товаров.
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |