![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
Е.Кондэ Как снизить без ущерба расходы на информационные технологии банка При решении поставленной задачи аналитику информационно-аналитической службы банка необходимо, во-первых, изучить всю собранную информацию, дав ей оценку по достоверности и надежности, во-вторых, построить модель проблемы или ситуации и с учетом собранной информации предсказать ход событий, и, в-третьих, дать обоснованные рекомендации руководству, какие управляющие воздействия необходимо предпринять с учетом возможностей конкурента, своих ресурсов и временных ограничений. Для обработки больших массивов информации используют программные средства. Во многих российских банках уже существует информационная инфраструктура, которую можно использовать в интересах информационно-аналитической службы. Сегодня никого не нужно убеждать в том, что успешное применение информационных технологий (ИТ) является одним из ключевых факторов конкурентоспособности банков. Однако в большинстве средних и крупных банков соотношение численности персонала, занимающегося поддержкой и обслуживанием ИТ, к количеству пользователей, является существенно завышенным по сравнению с аналогичными показателями зарубежных банков. При этом все сотрудники ИТ работают с полной загрузкой, выполняя важные задачи по администрированию и поддержке в работоспособном состоянии информационной системы банка. Просто им приходится массу времени затрачивать на доработку программ, написанных "на коленке", ремонт и модификацию устаревших компьютеров, борьбу с вирусами, занесенными пользователями с пиратских CD или чужих дискет, исправление ошибок, допущенных неопытными пользователями и т.п. Когда необходимо вводить режим жесткой экономии, многие руководители приходят к мысли о необходимости оптимизации расходов и в сфере ИТ. Однако отдельными мерами здесь вряд ли можно добиться успеха. Значительно сэкономить на приобретении нового оборудования, как правило, не удается - существует жесткая зависимость цена/качество. Уменьшать людям зарплату не считается хорошим тоном, сокращение численности может привести к результату, прямо противоположному поставленным целям. Банку, разрабатывающему стратегию развития своей информационной системы, крайне важно взять на вооружение такой параметр, как совокупная стоимость владения, и, уже исходя из него, принимать решения о приобретении оборудования и программного обеспечения (ПО). Совокупная стоимость владения программно-аппаратным комплексом складывается из следующих основных компонентов: - расходы на приобретение оборудования и лицензий на ПО; - расходы на установку оборудования, прокладку и подключение линий связи; - расходы на инсталляцию ПО (на сервер и рабочие станции); - затраты на перенос данных и адаптацию пользователей; - обучение пользователей; - техническая поддержка пользователей; - гарантийное обслуживание (при наличии гарантии производителя - временные затраты пользователей на период ремонта или замены оборудования); - послегарантийное обслуживание; - возможные затраты на модернизацию оборудования и ПО; - налоговые платежи, вытекающие из владения комплексом. Рассмотрим, каким образом банк может снизить расходы. Как правило, у каждого банка сложился свой круг поставщиков. Тем не менее, при закупках крупных партий оборудования есть смысл поступиться привычными связями и объявить тендер. Причем, информация о тендере и его результатах должна быть максимально открытой: как показывает практика, в этом случае можно добиться значительных скидок (практика показывает - 5-10%). Кроме цены, безусловно, следует обращать внимание на репутацию поставщика, рекомендации его клиентов, опыт участия в аналогичных проектах, способность предоставить комплексное решение и т.п. Такой подход позволяет сократить временные и финансовые затраты на реализацию проекта. Еще один всем хорошо известный и столь же хорошо забываемый на практике фактор - обучение сотрудников отдела ИТ работе с ПО. Специалист, приходящий на работу в банк, как правило, уже умеет работать с MS Windows и MS Office, поэтому основные проблемы пользователей связаны со специализированным банковским программным обеспечением, особенно если оно является уникальным (например, собственная разработка). В такой ситуации могут помочь подробные должностные инструкции (руководство пользователя к программе). К сожалению, собственные разработки зачастую не документируются должным образом, что создает для пользователей дополнительные трудности и приводит к ошибкам в работе. Затраты на администрирование и модернизацию оборудования и ПО можно
существенно сократить, используя новые решения, появившиеся на рынке, -
например, систему Sun Ray компании Sun Microsystems. Данная система интересна
тем, что основная часть ПО находится на одном или нескольких серверах, там же
производится вся вычислительная работа и хранение данных. На клиентских местах,
представляющих собой небольшие настольные устройства с мониторами, нет ни
операционной системы, ни клиентского ПО. Помимо повышения уровня безопасности, применение смарт-карт позволило устранить привязку пользователя к конкретному рабочему месту: начав работу на одном терминале, он может перейти на другой и продолжить графическую сессию после аутентификации на новом терминале. Для снижения налоговых платежей при приобретении компьютерного оборудования целесообразно использовать механизм лизинга. В соответствии с текущим законодательством, лизинговые платежи в полном объеме относятся на затраты, уменьшая тем самым базу по уплате налога на прибыль. Кроме того, благодаря применению лизинговой схемы, банк не платит налог на имущество (2%). Лизингодатель имеет право использовать режим ускоренной амортизации (с коэффициентом до 3-х), т.е. банк избавляется от проблемы, когда через несколько лет на его балансе числится морально и физически устаревшее оборудование. Еще одним кардинальным способом снижения затрат является аутсорсинг - передача части бизнес-функций отдела ИТ сторонним организациям (согласно опыту западных компаний, сумма затрат на ИТ может быть снижена на 30- 50%). Но, как правило, в российских условиях банки крайне редко и ограниченно используют возможности аутсорсинга - в основном, для создания и сопровождения WEB-сайтов. Главным образом, из-за опасений по поводу доступа сторонних лиц к конфиденциальной банковской информации, а также из-за пробелов в законодательстве, связанных с предоставлением подобного рода услуг.
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |