![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
С. Барбашев Cитуационный центр в системе безопасности предприятия Современные условия развития хозяйства - усиление конкурентной борьбы, политическая и экономическая нестабильность диктуют новые правила игры на мировой рыночной арене. Своевременное получение достоверной информации, ее быстрый анализ и выразительное представление результатов становятся в настоящее время важнейшими предпосылками успешного управления компанией. Грамотная работа с информацией - это залог успеха любого предприятия. В этой ситуации помимо традиционных систем сбора и регистрации информации менеджерам среднего и высшего звена требуются аналитические системы, позволяющие оценить реальное состояние дел в компании, уловить тенденции развития бизнеса и проанализировать возможные последствия принятия управленческих решений. На роль таких систем претендуют так называемые "ситуационные центры" или "ситуационные комнаты предприятий". Ситуационные центры (СЦ) аккумулируют средства сбора и анализа информации, инструменты прогнозирования и построения возможных моделей развития и визуального представления результатов, причем в таком виде, который максимально удобен и полезен для первых лиц компании. Это инструмент для тех, кто не может и не должен копаться в многочисленных сводках и отчетах, но обязан видеть картину подчиненного ему хозяйства в целом, уметь оценить текущую ситуацию и принять оптимальное решение. Раньше в России такие системы применялись исключительно на государственном уровне (ситуационные центры президента), теперь же разработка и внедрение подобных структур становиться неотъемлемой частью крупных предприятий. Структура ситуационного центра Ситуационный центр - совокупность интеллектуально организованных рабочих мест с автоматизированными операциями закачки и пополнения информации (включая конверторы данных), процедурами построения моделей, анализа ситуации, прогона моделей, графического представления проигранных сценариев. Это сложный проект, который требует от разработчиков тщательного изучения предприятия и стиля работы его высших менеджеров. Но, как прикладное решение, СЦ имеет определенную инвариантную структуру. Это многоуровневая система, в основе которой лежит хранилище данных предприятия, получаемых из оперативной транзакционной системы управления предприятием. Если такой системы нет, развернуть ситуационный центр будет невозможно, поэтому совсем не случайно, что первые ситуационные центры в нашей стране появились у компаний, которые сами создают системы управления ("Парус", "Галактика"). На следующем уровне структуры СЦ выполняется обобщение и анализ информации о
деятельности компании. Здесь могут быть разные средства: OLAP-системы,
интеллектуальный анализ, статистические средства, нейронные сети, модели оценки
рисков и другие решения. Одним из главных козырей ситуационного центра, выделяющим его среди других систем поддержки принятия решений, являются мощные и гибкие возможности визуализации. На этом последнем уровне все результаты анализа, прогнозы и варианты развития представляются в максимально удобном для восприятия и осмысления виде. Используется технология семафоров, когда каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку, сигнализируя о состоянии дел в той или иной области. Причем нет смысла изобретать собственную цветовую гамму, поскольку уже выработался международный язык обозначения ситуации: зеленый хорошо, желтый тревожно, красный опасность. Режим "drill down" дает возможность опуститься на более низкий уровень детализации и получить различные отчеты, графики и другие данные, связанные с обсуждаемой проблемой. Все эти средства в конечном итоге обеспечивают сконцентрированное представление наглядной информации, которое позволяет руководителям принимать решения на качественно более высоком уровне по сравнению с традиционными способами. Что касается технического оснащения СЦ, то здесь возможны различные по уровню сложности варианты. В идеале, полномасштабное (и самое дорогое) решение, предназначенное, например, для совета директоров корпорации, оборудуется одним или несколькими экранами коллективного доступа, куда выводятся все результаты анализа. Классификация ситуационных центров По степени сложности, масштабу и решаемым задачам ситуационные центры делятся
на три типа: 1. Стратегический ситуационный центр Стратегических центр позволяет разрабатывать комплексные оперативные и долгосрочные инвестиционные проекты и программы развития компании, вести расчет среднесрочных планов развития бизнеса компании, разрабатывать программы стратегического маркетинга и т.д. Руководители, располагающие стратегическим ситуационным центром, получают преимущество перед конкурентами при планировании продвижения на новые сектора рынка, планирования долгосрочной ценовой и товарной политики и т.д. Работу стратегического ситуационного центра обеспечивает соответствующая служба. В ее состав входят системный аналитик (консультант), руководитель систем внешних и внутренних информационных сетей и коммуникаций, разработчик программного обеспечения или дежурный оператор. 2. Оперативный ситуационный центр Центральное место в обеспечении оперативного центра занимает Важнейшим дополнительным элементом, существенно повышающим качество управления компанией, является возможность оперативно обрабатывать внешнюю информацию. Основной источник информации при этом - общедоступные базы данных сети Интернет, специализированная и региональная статистическая информация. Внешняя информация автоматически вводится в систему внутреннего информационного оборота в компании через специальные программы-конверторы. Руководитель получает возможность принимать в расчет внешние измерители: место компании в отраслевом разрезе и в регионе, анализ конкурентной среды, оценка перспектив рынка. Эти и многие другие индикаторы вводятся в обиход текущего управления компанией при внедрении оперативного ситуационного центра. Руководители, имея непрерывную объективную картину положения не только компании (отрасли) в целом, но и подразделений, получает возможность проводить текущие производственные совещания. Ситуационный центр позволяет в ходе совещания рассчитывать и рассматривать разные варианты развития ситуации, выбирать оптимальный. Внедрение ситуационного центра позволяет существенно поднять культуру управления: руководители подразделений работают как единая команда, подчиняющая свои интересы интересам развития компании в целом. 3. Персональный ситуационный центр В процессе подготовки оперативных сводок, персональный ситуационный центр одновременно проводит предварительный анализ данных о компании. Руководитель получает возможность не только своевременно знакомиться с текущей экономической обстановкой, но и анализировать ее, намечать необходимые решения. С учетом потребности и имеющихся ресурсов (информационных, интеллектуальных, материальных) компоновка ситуационной комнаты осуществляется с различным уровнем сложности. Так, в наиболее простом виде ситуационной комнатой можно, например, назвать кабинет президента компании, в котором проводятся обсуждения проблем и ситуаций (плановых, чрезвычайных, авральных). Важнейшим атрибутом ситуационной комнаты является экран коллективного доступа, куда выводится ранее заготовленная информация. Экран позволяет аккумулировать образное мышление группы участников обсуждения проблемы. При этом должна быть предусмотрена режиссерская и оформительская работа, заключающаяся в визуальной подготовке материалов и управлении ими в процессе проведения совещания. Важно предусмотреть оперативное телекоммуникационное взаимодействие лиц, находящихся в ситуационной комнате, с удаленными участниками, например, работающими в филиалах корпорации. Ситуационная комната может работать в следующих режимах: В каждом из перечисленных режимов использование СЦ может быть локальным и, чаще, распределенным. В последнем случае ситуационная комната состоит из территориально взаимосвязанных компонентов.
Проблемный мониторинг предназначен для постоянного слежения за ситуацией с целью текущего информирования руководителей корпорации, а в случае необходимости акцентирования их внимания на актуальных и настораживающих событиях. Мониторинговый режим, как правило, регламентируется выбранной, но часто изменяющейся тематикой и относительно постоянным набором источников информации. Проводить мониторинг можно также и по кризисным процессам. Когда задача мониторинга понятна, его организация включает: выделение внутренней и внешней сфер, благоприятных и негативных факторов, определение источников информации. Для организации мониторинга в малознакомой ситуации целесообразно предпринять
ряд действий: Режим планового обсуждения проблемы При подготовке обсуждения значительную сложность представляет предварительная подготовка сценариев демонстрации (предварительная режиссерская работа), поскольку всегда сложно спрогнозировать, как изменится ход обсуждения проблемы. Это обсуждение может уйти от того намеченного сценария и сделанными заранее заготовками. Чтобы повысить устойчивость управления сценарием обсуждения, ситуационная комната должна быть максимально информационно открыта для получения требуемых сведений и аналитических материалов из внешних источников. На успех предварительной подготовки вопроса к обсуждению в ситуационной комнате может повлиять статистическое исследование психологических профилей предполагаемых участников обсуждения проблемы. Изучение ранее опубликованных экспертом научно-практических работ, высказываний, реакций на различные публикации в СМИ может помочь предсказать возможные отклонения группового обсуждения проблемы от намечаемого сценария, и, соответственно, заранее заготовить альтернативный сценарий или справочную информацию.
Наиболее характерным и специфичным для ситуационного центра является чрезвычайный режим работы. Для российской ментальности, характеризуемой тем, что принятие решений зачастую осуществляется в авральной ситуации, актуальность этого режима особенно выражена. Предварительная подготовка материала и информации для принятия решений в чрезвычайном режиме сведена к минимуму, а состав информации, необходимой для обсуждения непредвиденно возникшей проблемы, определяется в процессе обсуждения. При чрезвычайном режиме процесс принятия корпоративных решений носит кумулятивный характер: одномоментное восприятие наглядной информации позволяет принять решение на качественно более высоком уровне по сравнению с традиционными путями решений. Формирование сценария принятия решений практически совмещается с процессом принятия решения. Предварительно построенная модель оценки ситуации, как правило, отсутствует. Вместе с тем модель необходима, и ее надо построить оперативно на основании имеющейся под рукой информации. Из-за уникальности ситуации возможность использования исторических примеров ограничена. Противоречива логика происходящих событий, нет времени и возможности строить логическую или регрессионную модель. Однако некая классификация имеющейся и высказанной в процессе рассуждений экспертами нелогичной информации должна быть проведена, ситуация должна быть как-то быстро структурирована и представлена. Для ситуационной комнаты разрабатываются и ведутся соответствующие базы данных, содержащие информацию по рассматриваемым проблемам. Базы данных могут наполняться по результатам информационного мониторинга или формироваться при подготовке определенного вопроса. Ситуационные комнаты сейчас эффективно применяются в государственных структурах, крупных коммерческих банках, а также постепенно начинают внедряться в процессы управления предприятий. Об авторе
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |