|
|
|
|
Охрана компании и людей в зоне боевого конфликта
Si vis pacem, para bellum (Хочешь мира – готовься к войне). Дошедшая до нас поговорка времен Римской империи имеет самое прямое отношение к профессии охранника. Военный конфликт – это наихудший сценарий для организации, оказавшейся в зоне боевых действий (или рядом), с неотвратимыми последствиями, которые нельзя предотвратить, но на которые можно повлиять, если заранее подготовиться.
Ральф Майлс, начальник службы безопасности AIDS Healthcare Foundation (AHF), неправительственной организации по борьбе со СПИДом, предоставляющей медицинскую помощь и услуги в десятках стран мира, на страницах журнала Security Management (July, 2022) делится своим опытом работы в условиях вооруженного конфликта в Маньяме и Эфиопии, а в наши дни – на Украине.
Прежде всего, подчеркивает Майлс, необходимо иметь хорошо проработанный план разведки. Речь не идет о сборе секретной информации. В том, что касается вопросов войны и мира, вполне достаточно использовать данные из открытых источников. При этом важно, чтобы руководители организации понимали и поддерживали разведывательную функцию корпоративной службы безопасности, внимательно относились к ее результатам. Сбор и анализ информации может осуществляться разными способами. Неизменным остается разведывательный цикл последовательных действий: определение цели (таргетирование), сбор данных, их систематизация и хранение, анализ, отчет.
Это серьезная работа, требующая соответствующих знаний и компетенций. Далеко не каждая компания может позволить себе иметь в штате СБ такого специалиста. Однако, хороший профессионал в охранной индустрии обязан владеть навыками, необходимыми для поиска и обработки данных в процессе мониторинга рисков и угроз. Кроме того, отмечает Майлс, можно обратиться к услугам консультанта или фирмы, которая специализируется на изучении ландшафта рисков в том или ином конкретном регионе.
Полной гарантии не быть застигнутым врасплох разведка дать не может. Так, к примеру, военный переворот в Мьянме (бывшее название – Бирма) для организации AHF стал полной неожиданностью. Никаких предпосылок к тому не было. Однако имевшийся в наличии план действий в условиях форс-мажора позволил службе безопасности быстро сориентироваться, собрать информацию и принять необходимые меры обеспечения безопасности и здоровья сотрудников, охраны имущества.
Иное дело – Украина. Здесь Майлс имел время и возможности полностью реализовать разведывательный цикл до начала специальной военной операции, доложить руководству результаты и свои соображения, что необходимо предпринять.
На этом этапе, подчеркивает он, критически важную роль играют налаженные отношения СБ с первыми лицами организации, принимающими решения. Чтобы вам как начальнику безопасности доверяли, необходимо хорошо понимать бизнес (сферу деятельности), структуру компании, а также кто играет ключевую роль в организации, каковы их взгляды, подходы, требования. «Я регулярно провожу встречи с региональным руководством организации, обсуждаю с ними проблемы безопасности и вызовы, потребности СБ. Все это помогло установить продуктивные взаимоотношения с первыми лицами», что позволило подготовиться к началу военной операции.
Подготовка к войне, пишет Майлс, мало чем отличается от подготовки к стихийному бедствию, будь то землетрясение или ураган. Глубоко разработанный антикризисный план выживаемости и непрерывности бизнеса обыкновенно включает все важные элементы, необходимые для преодоления кризиса, включая минимизацию последствий боевых действий.
Конкретно на Украине служба безопасности AHF сфокусировала внимание на приобретении и распределении среди сотрудников организации материально-технических средств, которые позволяют выдержать изоляцию от внешней среды в течение 7 дней. Поскольку первоначально ожидалось, что военные действия начнутся зимой, то в комплект снаряжения входили спальные мешки, походные плитки, подушки, которые могли бы пригодиться в бомбоубежище.
Второе по важности место заняли запасы воды. Из расчета одного галлона воды на человека в день (3,7 литра) сотрудники и их семьи были обеспечены водой на достаточно продолжительный период времени. Также предусмотрена возможность пополнять запас при каждом удобном случае.
В центре внимания было топливо для транспорта, как служебного, так и личного работников компании. Настоятельно рекомендовалось всем иметь запасную канистру как минимум на одну полную заправку. Это особенно важно при эвакуации.
Особое внимание было уделено системе экстренной связи. Большинство таких систем включают в себя каналы телефонной связи, СМС сообщений, интернет коммуникации. Продвинутая система коммуникаций позволяет держать контакт со всеми сотрудниками. Майлс использовал имевшуюся в наличии систему для регулярной сверки персонала. А именно: ежедневно в 17.00 по местному времени система автоматически рассылала всем абонентам запрос о состоянии дел. В случае опасности сотрудник мог попросить контакт с программным менеджером, который немедленно связывался с ним/ней и выяснял, какая помощь нужна. Одна из сотрудниц, работавшая на востоке Украины, оказалась в центре ожесточенных боев. В течение четырех дней, пока не появилась возможность безопасной эвакуации из этого района, организация поддерживала с ней постоянный контакт.
Помимо коммуникационной системы служба безопасности AHF использовала старую добрую карту с указанием широтных и меридиональных координат. Получаемая информация о местонахождении работников, о контактах с организацией и между собой накладывалась на карту и графически вычерчивала все их передвижения. С помощью этой карты были разработаны маршруты для эвакуации.
И еще один аспект, который нельзя игнорировать при составлении и реализации плана действий в зоне боевых действий, - финансовое обеспечение, в первую очередь работников организации и их семей. Важно иметь в виду, что в подобных критических ситуациях цены на все, включая продукты, воду, топливо, подскакивают вверх. Опыт работы в условиях вооруженного конфликта в Маньяме и Эфиопии подсказал организации необходимость обеспечить финансовые ресурсы, которые были бы доступны при форс-мажоре. Еще до начала специальной военной операции всем работникам AHF были дополнительно выделены средства в размере одной месячной зарплаты в качестве резерва. Причем наличными, учитывая киберриски.
Война – особый случай, который требует предусмотреть для сотрудников три местонахождения: основной адрес постоянного проживания, а также вторую и третью резервные локации. Последние необходимы при приближении боевых действий к постоянному месту проживания и должны находиться на расстоянии 100 и более километров друг от друга.
Ральф Майлс пишет, что все вышеперечисленные меры безопасности были осуществлены в течение 6 недель перед началом специальной военной операции.
|