Активный стрелок в школе
В больших странах, где школ тысячи, а учащихся и учителей миллионы, нет и не может быть единого, универсального инструментария защиты от активного стрелка, пишет Боб Райт в онлайновом издании Security Magazine, October, 2018. То, что работает для густонаселенного мегаполиса, не всегда подходит для сельской школы в глуши.
Но и тогда, когда все процедуры и действия на случай появления активного стрелка продуманы, спланированы, отработаны тренингами, 100% гарантию от фатального исхода никто никогда не даст. Если говорить серьезно, то главная цель всех мероприятий безопасности - минимизировать последствия.
При этом только те, кто первыми сталкивается с потенциальным или реальным стрелком, способны своевременно оповестить полицию, предотвратить угрозу или хотя бы уменьшить число возможных жертв. Что касается США, то там полиция, опираясь на опыт различных случаев применения оружия в школах (и не только в учебных заведениях), меняет тактику действий. В частности, полицейским вменяется неукоснительное правило «идти на контакт», что означает немедленное реагирование, не дожидаясь команды, на любые звуки, напоминающие стрельбу, где бы это ни происходило. Конечно, чем полнее первичная информация об инциденте, тем эффективнее действия полиции, тем больше жизней можно спасти.
Тщательное изучение совершенных за несколько последних десятилетий преступлений в американских школах с использованием огнестрельного и холодного оружия обнаруживает общую закономерность: коммуникационные проблемы являются главной причиной опоздания полиции на место происшествия. Решение этой проблемы видится экспертами как три взаимосвязанных элемента: 1) идентификация потенциальных уязвимостей, недостатков в системе коммуникаций конкретного объекта; 2) латание обнаруженных технологических брешей; 3) обучение персонала умению пользоваться коммуникациями.
Первый шаг – изучение имеющихся в наличии коммуникационных возможностей: местная радиосеть, телефонная связь, интерком (система двусторонней связи внутри организации), тревожные кнопки, противопожарная сигнализация, видеонаблюдение. Необходимо сформулировать и ответить на следующие вопросы:
- Чего не хватает?
- Имеются ли возможности и технические средства восполнить пробелы в системе коммуникации?
- Есть ли возможность быстро связаться с полицией посредством радиоустройств? Если нет, то почему?
- Имеются ли средства прямой видеосвязи с полицией?
- Работает ли система интеркома, если таковая имеется?
- Можно ли использовать в случае инцидента систему противопожарной безопасности, интегрировав ее в систему коммуникаций?
Когда коммуникационные проблемы выявлены, изучены, дело за технологиями. В первую очередь важно сконцентрировать внимание на технических средствах связи между школой и полицией. Некоторые учебные заведения в Америке внедряют продвинутые технологии, в том числе, интегрированные мультимедийные программные решения, к примеру, позволяющие учителю при нажатии тревожной кнопки на его (ее) смартфоне включить системы радио и видео связи с полицией.
Все совместные с полицией действия должны быть заблаговременно продуманы и согласованы. Допустим, что ближайшее от школы отделение полиции не хочет или не может заниматься круглосуточным мониторингом того, что происходит в школе и вокруг. Но даже если полиция и возьмет на себя эту функцию, родители могут возражать, ссылаясь на прайвиси. С другой стороны, полиция по понятным причинам может отказать в предоставлении школам своих радиочастот.
Любые технологии оказываются в экстремальной ситуации бесполезными, если администрацию и учителей школы не обучать и не тренировать пользоваться ими, если регулярно не тестировать установленные системы охраны и безопасности.
О тренингах. Учащихся надо готовить по программе «Run, Hide, Fight» («бежать, прятаться, сопротивляться»). Учителей и администраторов обучают технологиям, процессам и действиям при появлении активного стрелка.
Полицейских также обучают, как действовать при угрозе стрельбы в школе, отрабатывают мелочи до автоматизма, так как в реальной ситуации слишком мало времени остается на раздумья и принятие решений.
(окончание в следующем номере журнала)
|