|
|
|
|
Концептуальный поиск
"Концептуальный" поиск как альтернатива поиску
"по словам"
Поиск информации представляет существенный, необходимо важный этап процесса
конкурентной разведки. Все возрастающий объем доступной информации (только
Интернет прибавляет ежегодно несколько миллиардов страниц) - серьезная проблема
для профессионалов КР. Обычно они преследуют две противоречивые цели -
максимальный охват информационных ресурсов источников и точность в выборе нужных
источников.
Привычная, широко распространенная
методология поиска по "ключевым словам" далеко не совершенна. В последнее время
на Западе начинают получать распространение программы т.н. "концептуального
поиска", суть которого в том, что используются не только ключевые слова, но и
синонимы, и термины, которые связаны в рамках единой, широкой концепции с
заданной темой, проблемой. Об этом публикация в scip.online
, issue 30, 2003, подготовленная группой руководящих
менеджеров компании TripleHop Technologies, Нью-Йорк, которая занимается
разработкой программного обеспечения для поиска деловой информации (www.triplehop.com).
Авторы утверждают о преимуществе "концептуальной" поисковой технологии над
технологией "по ключевым словам". Например, поиск по словам "финансовая
информация" даст только документы, содержащие эти слова. "Концептуальный" поиск
позволит выйти также на документы, содержащие связанные с темой слова:
баланс, доходность, расходы и т.д. "Концептуальный" поиск
экономит время, поскольку заменяет многоразовые запросы одним, а также резко
снижает риск упустить из виду важные документы. Авторы пытаются
продемонстрировать преимущества на конкретном жизненном примере. Несколько лет
назад компания MicroCHIPS внедрила революционную технологию использования
микрочипов в производстве лекарств, получила несколько патентов, которые
остались незамеченными для большинства игроков на рынке биотехнологии и
фармацевтики. Почему? Да по той причине, что новые технологические процессы
существенно отличаются от традиционных и предполагают использование ряда новых
терминов для их описания. Поиск "по ключевым словам" эффективен применительно к
уже известным технологиям, но дает сбои в поиске информации о новых технологиях,
содержащих иной терминологический набор.
"Концептуальный" поиск, отмечают авторы упомянутой публикации,
обеспечивает более широкий охват выявляемых документов, что, с другой стороны,
чревато утратой такого качества как концентрированность, целенаправленность,
адресная точность поиска. Поэтому последние программные разработки отличаются
способностями различать и убирать терминологические двусмысленности. К примеру
термин "банк" ("bank") может иметь отношение к финансовым институтам,
биотехническим технологиям ("генобанк"), или обозначать на английском языке
берег реки. Программы способны автоматически исключать документы, содержащие
идентичные термины, но которые не имеют отношения к теме конкретного запроса.
Программные решения также могут учитывать персональные данные поисковика -
его/ее сферу деятельности, профессиональный интерес. Это важно, поскольку
менеджер по продажам и инженер, запустив один и тот же запрос, совсем не
заинтересованы получить одинаковый ответ.
Наконец, поисковые технологии, отмечают авторы публикации, обладают
способностью комбинировать разные критерии в одном запросе: географию поиска,
временную глубину поиска, возрастные, половые и иные социологические особенности
пользователей.
|