
А. Конобеев Информационные риски

А.Конобеев
Информационные риски при увольнении сотрудников
В наше время весьма актуально звучит старая китайская мудрость: "Кто владеет
информацией, тот владеет миром". При увольнении сотрудника, обладающего важной,
а иногда критической для фирмы информацией, важно не допустить попадание
информации к конкуренту, в противном случае последствия могут быть
катастрофическими. Надо сделать все, чтобы увольняемый сотрудник ушел, а
информация осталась.
Причины увольнения Прежде чем защищать информацию от разглашения
уходящим сотрудником, сначала надо проанализировать причины увольнения или
ухода, и связанную с эти степень информационного риска.
Причины разные: - Некомпетентность - Профнепригодность
- Сокращение - Безалаберность/безответственность -
Несовместимость с коллективом - Разногласия с руководством и/или
сотрудниками - Резкое изменение человека - Нарушение устава
и/или регламента - Нарушение закона - Увольнение по
собственному желанию и уход на пенсию.
Методы защиты коммерческой тайны (КТ) при увольнении
сотрудников Существуют разные методы увольнения сотрудника с соблюдением
защитных мер по сохранению конфиденциальной информации. Рассмотрим их
кратко.
Увольнение с недопущением к рабочему месту Не самый этичный
вариант, но при определённых условиях это необходимо. Уволенному выдаются
только его личные вещи. При этом его не допускают к рабочему месту, к
компьютеру, ограничивая его контакты с бывшими сослуживцами.
Обычное увольнение С сотрудником по-хорошему расстаются, не
исключая финансовую поддержку на первое время, пока уволенный не найдет работу,
и даже содействия в трудоустройстве. У сотрудника сохраняется до ухода из
компании доступ к своему рабочему месту.
Перевод в другой отдел/филиал Смысл этого - в удалении от
источника КТ. Польза от этого приема будет в том случае, если коммерческая тайна
устаревает по истечению времени (результаты исследований/опросов, краткосрочные
планы и т.п.).
Перевод в другую фирму Сотруднику предлагают новую
должность или аналогичное место с более высокой зарплатой, но в другой
сфере, где возможный ущерб от утечки информации минимален. .
Обычное увольнение С сотрудником по-хорошему расстаются,
может быть, даже оказывают финансовую поддержку на первое время, пока не найдет
работу, или содействие в трудоустройстве. У сотрудника есть доступ к своему
рабочему месту, он вполне может общаться с другими сотрудниками.
Работа психолога Опытный психолог может повлиять на отношение
сотрудника к увольнению, к сохранению коммерческой тайны, и даже в отдельных
случаях заблокировать память. Самое главное, что требуется от психолога, это
внушить, что разглашение КТ плохо и/или постараться стереть сведения из
памяти.
Компромат Передача достоверных компрометирующих данных в
организацию, куда собирается перейти увольняемый сотрудник. Или распространение
такой информации в профессиональной среде. Тогда есть шансы, что увольняемый не
сможет устроиться на работу к прямым конкурентам.
Контакт с работником после увольнения Важно поддерживать с
уволенным "по-хорошему" сотрудником нормальные отношения, хотя бы на
период, пока унесенная им информация не потеряет актуальность. Это поможет его
удержать от передачи информации конкурентам.
Отмеченное выше не исчерпывает весь огромный арсенал приемов минимизации
информационных рисков при увольнении сотрудников. Выбор средств, как правило,
индивидуален, зависит от сочетания разных, но всегда конкретных факторов.

|