|
|
|
|
Инсайдеры в банках – большая и недооцененная проблема
Часть 2. Начало см. выпуск № 55
Культура взаимоотношений
После того, как разразился скандал вокруг мошеннических схем в банке Wells Fargo, некоторые бывшие служащие этого банка заявили, что в свое время сигнализировали руководству банка о жульничестве своих коллег, но в ответ получали уведомления об увольнении, либо наказывались тем или иным способом. Например, им портили принятую в банковской сфере США форму U5 заниженными баллами и замечаниями (система оценки профессиональной компетенции, внедренная и контролируемая регулятором Financial Industry Regulatory Authority. Эти формы содержат служебную историю банковских служащих и играют важную роль в профессиональной карьере).
Конечно, далеко не все сигналы подтверждаются проверкой. Эксперты, однако, настаивают, чтобы любой сигнал заслуживал тщательного расследования. Глава и владелец компании Corporate Protection Technologies Клинт Хилбер: «Даже если то или иное заявление выглядит на 100 процентов ложным, оно нуждается в расследовании. Если отмахнетесь, то просто потеряете доверие к себе у коллег и подчиненных и не сможете рассчитывать на получение достоверной информации о положении дел в коллективе» (Security Management, March, 2017).
Важно формировать в организации культуру общения, гарантирующую взаимное доверие между сотрудниками и руководством, когда интересы компании служащие ставят выше личных отношений. Доверие – фундаментальный принцип прозрачности в работе коллектива, минимизирующий риски инсайдерства.
Набор кадров и тренинги
Повышению ответственности работников компании отвечают лучшие практики приема на работу и учеба персонала. В первую очередь это касается тех. кто впервые приходит работать в банк. Кевин Смит, много лет проработавший на руководящих постах в Chevy Chase Bank: «Они зачастую приходят в банковскую сферу со студенческой, а то и со школьной скамьи, не имея никакого понятия о корпоративной безопасности, о профессиональной этике. С ними надо много и упорно заниматься в этом направлении».
При приеме на работу на должности, связанные с допуском к персональным и прочим конфиденциальным данным, необходимо уделять повышенное внимание бэкграундной проверке. Банки накопили достаточно богатый опыт в области взаимоотношений с правоохранительными органами и просто обязаны использовать привилегированные связи для глубокой и тщательной проверки будущих кассиров и операторов кол-центров. Федеральное законодательство США разрешает банками напрямую обращаться в ФБР за получением информации о соискателях вакансий.
Мониторинг
Руководители среднего звена представляют «первую линию обороны» от инсайдеров-мошенников, утверждает Кевин Смит. Он отмечает наличие современных технологий, позволяющих автоматически отслеживать трансакции сотрудников банка. Изучая данные мониторинга, супервайзеры обязаны обращать внимание на подозрительные, отклоняющиеся от обычной практики и нормы действия своих подчиненных. К примеру, в банке Х один кассир ежедневно обслуживает (открывает) порядка 50 клиентов (банковских счетов). Если обнаруживается, что кто-то за рабочий день «обслужил» (или открыл) более сотни клиентов (счетов), то это причина для расследования.
Помимо технологии надо внедрять программы «осведомления», подчеркивает Смит. Если у вас 100 работников, следовательно, у вас 200 глаз - 200 лучших в мире «камер наблюдения», какие вы можете приобрести.
|