Обучение анализу разведданных. Взгляд французского специалиста
В начале июня 2012 года в Анкаре прошла международная конференция по анализу разведданных (intelligence analysis). Своими взглядами по вопросам обучения этому искусству делится участник конференции Эрик Денеке, директор независимого Центра по изучению вопросов международной безопасности и разведки - Centre Francais de Recherche sur le Renseignement (сайт cf2r.org/f).
Во Франции хороших аналитиков готовят из числа обладателей дипломов MA и PhD. Слушатели должны иметь за спиной университетской образование, обладать интеллектуальным и культурным багажом. Только в этом случае стоит их учить методам анализа, технике работы с открытыми источниками, навыкам разведки.
Во Франции подход к анализу разведданных базируется больше на знаниях, культуре и интуиции, чем на технике. Это означает, что для французов анализ является скорее искусством, чем наукой. Качество превалирует над количеством. Задача – определить наиболее обещающих студентов и затем их обучать.
Как бы то ни было всегда стоит один и тот же ключевой вопрос: как обучать (стимулировать, поощрять) интуиции, индукции, креативному мышлению, проницательности, чутью, любознательности, то есть качествам, которые часто приписываются женскому полу.
Эти качества развиваются путем изучения литературных текстов, произведений искусства, индивидуально или в группах. Аналитическое мышление развивается, когда требуется ответить на вопросы: что автор хочет сказать, донести до читателя, зрителя, в чем смысл произведения, к каким выводам мы приходим, ознакомившись с ним? Такого рода вопросы побуждают дискуссии, столкновение разных точек зрения, обусловленных личным опытом и специализацией каждого из участников обсуждений.
Как полагает французский специалист, эффективный курс обучения должен обязательно включать:
- разнообразие методов и форм анализа (финансы, консалтинг, анализ рисков, перспективный анализ и т.д.);
- методы автоматической обработки данных (статистика, семантика и т.п.);
- общественные дисциплины (история, социология, экономика, география, политология и т.д.)
- зарубежные культуры и цивилизации (психология, антропология);
- специализация на одной – двух проблемах (тематически или регионально).
Кроме того, необходимо, чтобы слушатели глубоко понимали мир разведки, его законы и ловушки.
|