|
|
|
|
«Flash rob» - растущая угроза для розничных сетей
«Flash rob» (флеш-роб) - способ совместного преступления (в данном случае - магазинной кражи) большого количества людей, когда они как бы случайно собираются в условленном месте (супермаркете). "Толпа" выполняет заранее оговорённый план действий, пользуясь численным превосходством над персоналом магазина, после чего исчезает так же быстро, как и появилась. Обычно такие группы сколачиваются с использованием социальных сетей.
Согласно данным, опубликованным в США Национальной федерацией ритейлеров (National Retail Federation), в 2011 году групповым налетам подверглись 79% ритейлеров, причем каждый десятый случай имел все признаки флеш-роба. Так, к примеру, осенью прошлого года группа подростков в 50 человек совершила налет на торговый центр 7-Eleven in Silver Springs в штате Мериленд, уже третий подобный случай за последний год в этом штате.
По мнению Дж.Робертса, главы компании J.R.Roberts Security Strategies, использование «группового метода» в магазинных кражах – не новое слово в криминале. И ранее к этому приему прибегали кочующие по стране группы молодежи или подростковые банды, добывая себе пропитание и предметы первой необходимости. Новое заключается в том, что для организации таких преступных групп сегодня широко используются социальные сети. Меняется и мотивация. Если раньше единственной целью было завладеть теми или иными товарами, то сегодня возрастающую роль играет социальный компонент – стремление испытать возбуждение, чувство риска, просто позабавиться.
Некоторые эксперты считают эти опасения преувеличенными. Пэт Мерфи, президент консалтинговой фирмы в сфере безопасности, подвергает сомнению статистику Национальной федерации ритейлеров, утверждая, что она безосновательно включает в преступления категории flash-rob магазинные кражи, совершаемые группами в три человека. Считать их флеш-робом, по словам Мерфи, «не корректно».
Но и Робертс, и Мерфи согласны в том, что хотя для ритейлеров риск подвергнуться налету больших групп методом flash-rob не столь велик, имеет смысл им продумать план защиты. При его составлении важно иметь в виду следующие моменты:
Место расположения товаров/продуктов. По возможности дорогостоящие товары надо размещать на полках таким образом, чтобы умыкнуть их было бы не так легко – высоко или там, где до них дотянуться не просто.
Ручные видеокамеры. Обычные, стационарные камеры слежения не всегда дают отчетливое изображение преступников, требуется время для опознания. Поэтому важно иметь среди персонала магазина сотрудников, которые бы могли во время налета эффективно использовать видеокамеру в ручном режиме, чтобы получить четкое изображение злоумышленников. Этому надо учить, тренировать.
Расстановка персонала. Надо лишить налетчиков их главного козыря – численного преимущества. Для этого концентрировать персонал магазина в тех разделах торгового зала, где находятся наиболее дорогостоящие товары. Это если и не предотвратит групповое преступление, то, по крайней мере, поможет уменьшить материальный ущерб.
Безопасность персонала. Персоналу надо постоянно напоминать, чтобы в случае налета ни в коем случае не оказывали физического сопротивления, хотя в Интернете многие пользователи призывают продавцов применить силу: «достать оружие, закрыть двери и локализовать преступников». По словам Робертса, «это очень плохая идея, это прямой путь к увечьям и неоправданным рискам».
(по материалам онлайнового журнала Chief Security Officer)
|