
Что может Интранет

Что может Интранет Интранет влияет на корпоративную
культуру
Постепенно компьютерные сети Интранет (офисные, корпоративные
веб-сайты) перестают быть диковинкой, становятся неотъемлемой частью бизнес
процессов, нормального функционирования компании, предприятия.
Между тем, еще часто Интранет используется не как инструмент управления при
помощи знаний, а в качестве виртуальной «доски объявлений», в лучшем
случае как информационный бюллетень. Информирование пользователей – важнейшая
его задача, но не единственная. Опыт ряда западных компаний свидетельствует, что
системы Интранет способны быть многофункциональным средством организации работы
в компании. Например, консультант по корпоративным коммуникациям Клайв Шеферд
называет семь категорий использования сети Интранет:
- публикация информации (как средство распространения внутри компании
новостей и информации в виде директорий и веб-документов);
- электронная почта (интегрированная в систему Интранет и позволяющая
рассылать и принимать информацию);
- работа с документами (использование Интранета для коллективной работы над
созданием или доводкой отчетов, планов, других документов);
- учеба (средство тренинга и других видов обучения, повышения квалификации
сотрудников компании);
- администрирование (управление административными процессами, в частности,
через рассылку распоряжений);
- работа с корпоративными базами данных;
- онлайновые совещания, обсуждения.
Могут быть и другие функции. Их набор напрямую зависит от размера фирмы, ее
внутренней структуры, профиля бизнеса, первостепенности задач, стоящих перед
управляющими, а также от уровня менеджерской культуры.
Значительная эффективность Интранета достигается, если его пользователи имеют
навык и вкус к интерактивному общению, используют систему не только для
ознакомления с информацией (что само по себе важно, но не исключительно), но и
для продвижения собственной информации, уточнений, запросов и т.п. По
наблюдениям экспертов, существует и обратная связь, когда появление и развитие
интерактивного Интранета положительно влияет на профессиональную культуру
менеджеров, приучая слаженно взаимодействовать с коллегами.
Обычно первый опыт создания Интранета ограничивается односторонним
информированием пользователей, когда офисный сайт фактически служит внутренним
бюллетенем. Затем постепенно добавляются новые функции и задачи. И этот процесс
функциональной диверсификации имеет перманентный характер, практически
нескончаемый.
Интранет может быть представлен одним или несколькими веб-сайтами.
Внутри сети их количество не ограничено. Например, Интранет известной корпорации
Xerox имеет 8 000 веб-сайтов.
Что же дает Интранет «в сухом остатке»? Насколько он оправдывает вкладываемые
в него средства? Прежде всего, надо четко понимать, какие именно вложения
требуются для создания и поддержки Интранета. Не вдаваясь в детальный анализ
бюджета, выделим главные составные части. Это, в первую очередь, «железо» и
программное обеспечение, отвечающие поставленным задачам. Затем программное
наполнение, отладка и обучение персонала (операторов системы и пользователей).
Обычно это разовые вложения на первом этапе. Постоянные расходы включают в себя
оплату работы редактора/IT менеджера, апгрейдинг программного обеспечения,
приложений и т.п.
Эти расходы подсчитать не трудно в каждом конкретном случае. Опыт
многолетнего использования сети Интранет разными, прежде всего крупными,
разветвленными компаниями, позволяет сделать вывод о реальной
экономической отдаче. Американская компания Platinium Technology благодаря
Интранету добилась одномоментного доступа к текущей информации всех служащих
компании к текущей информации - в центральном и отдаленных филиалах.
Результат: увеличение производительности труда на 7%, сэкономленный каждым
менеджером час в неделю, уменьшение потока вопросов и запросов в адрес
управляющего менеджмента, гигантское сокращение времени на ответы и
распоряжения.
Конечно, нельзя полагаться на автоматическую эффективность Интранета. Сама по
себе компьютерная сеть не приносит дополнительной прибыли, но при умелом
использовании создает условия для снижения расходов и экономии времени в
процессах управления.
Важную роль Интранет может играть в анализе и практическом применении
конкурентной информации. Но об этом мы отдельно поговорим в одном из следующих
номеров нашего журнала.
Обзор материалов зарубежной прессы подготовил В. Светозаров 
|