"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Конкурентная разведка и маркетинг (репортаж с БИНФО - 2003)

Конкурентная разведка и маркетинг
Репортаж с «круглого стола» Бинфо - 2003


В конце ноября в Москве прошел ежегодный форум «Информационное обеспечение предпринимательства БИНФО 2003». 

В  рамках этого форума информационно-аналитическая компания «Информбюро» (www.informburo.ru) провела круглый стол под названием «Конкурентные исследования: маркетинг, аналитика, бизнес-разведка. Средства, технологии, этика»
В чем суть конкурентных исследований? Чем отличаются маркетинг от конкурентной разведки (бизнес-разведки), а где они пересекаются? Эти и некоторые другие вопросы поставил перед участниками встречи ведущий «круглого стола», директор департамента информационно-аналитических и маркетинговых исследований компании «Информбюро»,
М. Мачнев. Он кратко обрисовал свое понимание этих вопросов, отметив, в частности, что если классический маркетинг изучает спрос и другие рыночные факторы, то конкурентная разведка нацелена скорее на анализ социально-политической среды, в которой действует бизнес.

В центре обсуждения оказалась проблемы, связанные с местом конкурентной разведки в современной экономике России, ее взаимосвязями, взаимодействием с другими направлениями информационно-аналитического обеспечения бизнеса, прежде всего маркетингом. И это не случайно, поскольку КР в нашей стране менее  известна, менее развита, менее понятна, чем маркетинговые дисциплины. Поэтому логично всплыл вопрос о том, а есть ли вообще потребность в конкурентной разведке в сегодняшней России.

Нужна ли КР в России?

Мнения здесь разделились.
Одни участники, ссылаясь на объективные факторы - незрелость, специфичность рыночных отношений в российской экономике - высказались в том смысле, что время для КР еще не пришло. По мнению Д.Фролова (Международный центр научной и технической информации ), конкурентная разведка сегодня не актуальна в ряде областей - там, где рыночная ситуация не стабильна, где господствует монополизм, где нет реальной конкуренции. Многие предприниматели нуждаются не в КР, а, прежде всего, в улучшении менеджмента, логистики.
Отметив, что КР у нас развивается в контексте безопасности бизнеса, С. Малинин (ПБЮЛ) подчеркнул, что в условиях криминализации бизнеса спрос на КР не велик, рынок к ней не готов, поскольку привык к существованию такого явления как «бандитская крыша», которая и берет на себя некоторые важные функции КР.  Довольно категоричен в своих оценках автор книг по конкурентной разведке А.Доронин. В России, по его словам, нет рыночной экономики. Конкурентная разведка востребована теми предпринимателями, которые начинали свой бизнес «с нуля».  Она не нужна т.н. «олигархам», которые получили собственность из рук властей и в конкурентной борьбе по-прежнему рассчитывают скорее на административный ресурс, чем на рыночные инструменты.

Другая часть участников считает, что конкурентная разведка востребована даже в нынешних условиях уродливой рыночной экономики России. Одним из доводов служит наличие ряда специалистов, которые позиционируют себя как профессионалы конкурентной разведки. Уже создаются ассоциации профессионалов КР. Другое дело, что в отличие от дисциплин маркетинга, которые преподаются в сотнях и тысячах учебных заведениях России, специалистов по конкурентной разведке не готовят, и этим объясняется, почему заниматься КР пытаются многие маркетологи.

КР и маркетинг
 
Вопросы, чем же различаются КР и маркетинг (если вообще есть различия), возникли в самом начале дискуссии. Автор этих строк, опираясь на западные исследования, попытался сформулировать некоторые отличия КР от маркетинга как в задачах, так и в способах их реализации. Это, в частности, преимущественная нацеленность КР на прогноз, на предвидение, что позволяет считать КР «средством раннего предупреждения». Это также включение широкого персонала в осуществление КР на предприятии, организация постоянного мониторинга информационных ресурсов, и некоторые другие моменты.
Не все согласились, что КР может претендовать на самостоятельный статус. По мнению Т. Береговской (ИМА Консалтинг), разделение маркетинга и КР надумано. Ссылаясь на практический опыт работы, она сообщила, что изучение конкурентов, систематическое и постоянное, является важным компонентом  маркетинга. Ее поддержала Е. Чевтайкина (ПБЮЛ), отметив, что разделение понятий маркетинг и КР вводит в заблуждение. На самом деле существует такое понятие как стратегический маркетинг, где конкурентная разведка играет роль инструментария ее практической.
И. Кузичев (Global Concept) привлек внимание к такой первостепенной, на его взгляд, проблеме, как широкое непонимание, что такое информация вообще. Все вроде бы знают, но конкретно объяснить могут очень немногие. 

Обнаружившиеся расхождения в формулировании задач конкурентной разведки не помешали, однако, попыткам выявить основные преграды на пути ее внедрения в российскую практику.

Что мешает конкурентной разведке?

Уже во вступительном слове М. Мачнев заметил, что проблема конкурентной разведки в России  не в том, какую информацию, какие услуги предложить потенциальным заказчикам, а в слабом понимании самими потребителями, что им нужно от КР. Эту мысль развил И. Кузичев, подчеркнув огромный разрыв между производителями информации и ее потребителями. Последние нередко обнаруживают полную неосведомленность, неграмотность в том, что касается возможностей использования информации. Этому надо учить, прививать предпринимателям вкус к работе с ней. Помочь в данном деле могут СМИ, подчеркнул С. Малинин, - как специализированные издания, так и раскрученные, популярные газеты и журналы, помещая соответсвующие материалы, в том числе и платные.

О необходимости формировать отечественные информационные ресурсы, создавать российское информационное пространство говорила московский представитель информационной системы LexisNexis Е.Воронина. Это тем более важно, если учитывать непрозрачность российского бизнеса, недостоверность официальной статистики. В. Парунькин (НПП «СМИНГ») отметил, что бизнес информация разбита по разным ведомствам, причем, как правило, не совпадает. Расхождения  официоза с реальным положением дел велики. Достаточно привести такие факты, что чуть менее половины всех расчетов идут помимо банков, что до 80% объемов грузов, проходящих через таможни, в документах минимизируются…. И так можно продолжать.

Вопрос этики конкурентной разведки затронул директор Института безопасности бизнеса (МЭИ) Л. Кунбутаев. Смысл его выступления сводился к тому, что в нынешних условиях России высоко этичная КР практически невозможна. Если перенести на русскую почву этические стандарты, декларируемые западными бизнес ассоциациями, в частности, Обществом профессионалов конкурентной разведки, то исследователей скорее ждет провал, чем успех.

Разноголосица во мнениях по фундаментальным проблемам конкурентной разведки породила предложение о проведении специальной конференции, посвященной этим проблемам. Организаторы круглого стола предложение поддержали.

В. Светозаров


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru