"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Шарлот Всеволод Владимирович, эксперт

Я буду говорить об использовании интернет-ресурсов, содержащих персональные данные, в бизнес-разведке и информационно-аналитическом сопровождении бизнеса. На сегодняшний день в Интернете содержится большое количество баз данных и информационных массивов, содержащих персональные данные, многие из которых уже упоминались предыдущими выступающими. Их наполнение может происходить как в соответствии с законом о персональных данных, так и вопреки ему. Все информационные Интернет-ресурсы, содержащие персональные данные, в той или иной мере могут быть использованы в информационно-аналитической (И-А) работе.

Информационные ресурсы, содержащие персональные данные, можно условно разделить на государственные и муниципальные (сайты министерств и ведомств, сайты региональных властей), коммерческие (сайты компаний и различные онлайновые сервисы по поиску информации в различных БД)  и частные (социальные сети, персональные страницы, блоги, форумы и т.п.). В сущности, информационно-аналитическому подразделению безразлично, как формируются приведенные выше ресурсы, с нарушением закона о персональных данных или нет. Для решения поставленных перед ними задач нас больше волнует полнота и достоверность содержащейся в них информации. 

Задачи, решаемые И-А подразделением, могут  носить стратегический, тактический и оперативный характер.

Оперативные задачи – это краткосрочные задачи по поиску ограниченного объема и направленности информации определенной направленности, когда нужно осветить один-два вопроса. Например, установить ФИО и место работы, дату рождения  и степень аффилированности. Это могут быть задачи по поиску контактной информации, идентификации людей. Например, известна фамилия, инициалы и сфера деятельности – арбитражный управляющий. Используя сайт Федеральной регистрационной службы, получаем сведения из сводного государственного реестра арбитражных управляющих http://www.rosregistr.ru/index.php?menu=4005150500. Для получения дополнительной информации используется сайт саморегулируемой организации арбитражных управляющих, сайты арбитражных судов и др. сайты в зависимости от поставленных задач..

Решенные И-А подразделением оперативные задачи – это база для принятия оперативных решений руководством (например, для установления официальных или неформальных контактов), начальные сведения для деятельности смежных подразделений и основа для постановки других более сложных задач (тактических и стратегических) для И-А подразделения. Иногда руководству требуется срочно ответить на вопрос: нет ли какой-либо компрометирующей информации на человека? На все дается час времени. При этом руководство не хочет понимать, что это не оперативная, а тактическая задача, компрометирующие данные могут и не лежать на поверхности, а их получение требует сопоставления и анализа многих фактов, которые еще нужно установить.

Тактические задачи – среднесрочные задачи по поиску информации различной направленности. К тактическим задачам можно отнести: проверку руководства партнеров, сбор информации о партнере по переговорам, проверка топ-менеджеров при приеме на работу, выявление утечек информации. Чаще всего приходится решать задачу по проверке физического или юридического лица.    

Интернет-ресурсы, используемые при проверке физического лица:

• Телефонно-адресные ресурсы: адрес, состав семьи, контактные данные
• Сайт ФМС: проверка паспорта http://services.fms.gov.ru/passportpermit/
• Интернет-сервисы по поиску информации в ЕГРЮЛ: руководство или учреждение коммерческих структур. Например, «Налоговая справка» http://www.gnivc.ru/spravka.htm
• Сайты раскрытия информации ОАО (годовые отчеты): участие в акционерных обществах, места работы последние 5 лет (например, Информационный ресурс ФСФР России (отчетность эмитентов) http://e-disclosure.fcsm.ru/)
• СМИ: информация о деятельности физ. лица, позиции, которых придерживается человек: (например, ИА «Интегрум» http://www.integrum.ru/ или http://www.public.ru/.)
• Сайты с поиском работы: предыдущие места работы, дополнительная информация
• ВАС РФ: банк решений арбитражных судов РФ http://www.arbitr.ru/bras/
• Черные списки: негативная информация (например, сайт «Проверка водителе» http://drivers-test.ru/)
• Социальные сети: другая информация (http://odnoklassniki.ru/http://vkontakte.ru/ и др.)
• Сайты выставок, конференций, специализированных изданий и т.п.

Нередко случается, что проверяемое физическое лицо за свою недолгую двадцатилетнюю жизнь уже учредило с десяток различных фирм и настолько работоспособно, что может совмещать руководство еще в пятнадцати компаниях. 

Интернет-ресурсы, содержащие персональные данные, также могут быть полезны для И-А сопровождения расследования мошенничества по отношению к компании. Особенно в тех случаях, когда есть подозрения, но факт мошенничества еще не установлен. Примерный алгоритм такой работы может состоять в следующем:
• сбор установочных данных на физическое лицо, подозреваемое в мошеннических действиях
• сбор информации о деятельности подозреваемого лица
• сбор информации о группах общения

Собранная информация позволит сделать вывод о возможности и способности человека совершить мошеннические действия по отношению к фирме, а также возможные мотивы таких действий. Эта информация будет основанием для более глубокого изучения обстоятельств с целью выявления факта мошенничества.

Стратегические задачи – это изучение бизнес и социального окружения фирмы, персональный состав, позиция властных структур, от решений которых зависит бизнес компании.- вопросы, решаемые в рамках бизнес-разведки.

Здесь предметом изучения может стать:
• административное руководство региона и его окружение
• руководители  владельцы конкурентов
• руководители государственных и общественных организаций региона, партий, решения/действия которых могут иметь значительное влияние на бизнес (например, руководитель экологических организаций для химических производств и т.п.)
• общественные деятели, имеющие отношение к бизнесу компании
• ученые, разработки которых могут оказать существенное влияние на бизнес
• лидеры преступных группировок, действующие в регионе и способные оказать влияние на бизнес

И-А службу будет интересовать прежде всего биография руководителя, состав его семьи, родственные и деловые связи (бизнес родственников и бывших однокурсников и коллег), членство в профессиональных сообществах, взгляды на самые различные проблемы, отраженные в интервью и самостоятельных публикациях в СМИ, отзывы (официальные и не официальные) его сослуживцев, начальников, подчиненных, экспертов, принятые за карьеру решения и успехи на предыдущих местах работы и т.п. Например, неоднократно при рассмотрении кандидатуры на должность топ-менеджера оказывалось, что он разваливал работу фирм, которыми руководил, доводя их до банкротства.

Начать изучение персоналий бизнес-окружения можно с сайтов властных структур, партий и общественных организаций и биографических БД (например, БД Лабиринт - http://www.labyrinth.ru,   Русский биографический институт http://www.whoiswho.ru/, База данных  «Современная Россия» http://allrus.info/main.php), но наиболее полезную информацию, видимо, дадут ресурсы содержащие публикации СМИ. Полезными также могут оказаться сайты по раскрытию информации ОАО и выписки из ЕГРЮЛ.

Можно выделить два блока задач:
• Выявление и прогнозирование угроз бизнесу со стороны государственных структур, конкурентов, общественных и политических организаций, криминальных структур (бизнес-окружения компании): лоббистские возможности конкурентов, родственные связи руководителей государственных и административных структур, негативное для компании смена руководителя госструктуры и т.п.
• Выявление возможностей для развития бизнеса (технологических разработок, использования административного ресурса, ослабления конкурентов и т.п.)

Синтез персональных данных, содержащихся в Интернет-ресурсах, позволяет в дальнейшем использовать эту информацию  для создания аналитических продуктов: построения матрицы влияния, сетей связи, матрицы возможностей  и угроз, PEST-анализ (выявление политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды компании) и т.п.

В силу того, что появление возможностей и угроз для бизнеса – процесс, развивающийся во времени, для отслеживания ситуации может производиться мониторинг изменений в бизнес-окружении (изменения в руководстве, среди владельцев фирмы-конкурента и партнеров, а также личных обстоятельств аффилированных лиц).

Отслеживать появление новостей по определенным ключевым словам позволяют поисковые системы Яндекс и Гугл. Такая же возможность есть у ИПС «Артефакт» ИА «Интегрум».

Как правило, персональные данные, содержащиеся в доступных ресурсах, носят поверхностный и внешний характер, но довольно большой пласт данных о личности (определение психологического типа, особенностей мышления и принятия решений) интересующего руководство компании человека может быть получен на основе анализа открытой информации. Речь идет о составлении психологического портрета личности по созданным им письменным документам или по интервью с ним, а также по форме и особенностям лица, используя физиогномику.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что чем больше ресурсов, содержащих персональные данные, появляется в Интернете, тем больше необходимой информации можно получить, тем легче в итоге работать И-А подразделению.

Иванов

Я хочу прокомментировать последнего докладчика на одном интересном примере. Этот случай документальный. В свое время группе американских ученых была поставлена задача - собрать информацию из открытых источников о состоянии дел в вооруженных силах США и в техническом плане, и в человеческом.  Эта информация была собрана, после чего мгновенно засекречена. Попадание было в точку. Я это к тому, что мы часто, работая с Интернет-ресурсами, из количественного состояния информации переходим к качественному. По людям, работающими в крупном бизнесе, в политике  и участвующих  в каких-либо общественных организациях, можно создать зачастую достаточно яркие справки. Давайте теперь представим фирму, которая занимается этим из года в год, накапливает такой архив. Согласно закону эта справка должна быть уничтожена после достижения цели ее создания. А во-вторых, в свете Федерального закона любая проверка «отоварит» такую компанию вне очереди. Надо об этом задуматься. Мы собрали данные из абсолютно открытых источников, Интернет – это среда, которая постоянно мутирует, доказать с клавиатурой в руках, что эти данные были взяты с таких-то сайтов  невозможно: сайты давно умерли, а материал нет.

 


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru